Мещанский районный суд, 29 октября 2021 года.
Адвокат: Скажите, пожалуйста, суду, какое общественное, социальное положение вы занимаете в обществе и нашем государстве?
Тимченко Г.Н.: Я бизнесмен. Являюсь членом совета директоров <ряда компаний> и вхожу в попечительские советы Федерации хоккея России, Русского географического общества.
Адвокат: Как давно вы знакомы с Магомедовым Магомедом Гаджиевичем, какие между вами сложились отношения и как вы можете его охарактеризовать?
Тимченко Г.Н.: Я знаком с ним уже более 13 лет. Мы многие годы играли вместе в хоккей в одной команде, общались. У нас сложились дружеские отношения. Я могу его охарактеризовать как честного, порядочного человека, который заботливо относился к своей семье, который участвовал так же, как и я, в попечительском совете Русского географического общества, совместно с ним работали. Мне кажется, что у меня есть все основания считать наши отношения близкими, товарищескими, дружескими. В свое время они, я имею в виду компания, которой, в частности, тоже владел Магомед Гаджиевич, активно помогала Ночной хоккейной лиге, в которой играет более тысячи команд России, и они делали это достаточно долгое время, помогали развивать наш хоккей, в социальном смысле это имеет большое значение. Вот, ну я просто его знаю как человека, с которым общался годы, три раза в неделю. Три раза в неделю мы играли вместе в хоккей, так что я его знаю достаточно хорошо.
Адвокат: В силу сложившихся между вами с Магомедом Гаджиевичем отношений, способны ли вы обеспечить надлежащее поведение Магомеда Гаджиевича для избрания в отношении него меры пресечения в виде вашего личного поручительства? Как вы считаете, можете ли вы на него положительно влиять?
Тимченко Г.Н.: Мне кажется, я могу сказать, что да, действительно, я могу влиять на него как старший товарищ. В этом смысле, мне кажется, это еще и в, так скажем, национальных традициях у них — уважать старших. Я это помню, это всегда было.
<…>
Председательствующий: Вы готовы в случае чего нести персональную ответственность? Обеспечить надлежащее поведение, явку в суд?
Тимченко Г.Н.: Именно это и имел в виду.
<…>
Адвокат: Известна вам ответственность, которая предусмотрена законом, если вы выступите личным поручителем?
Тимченко Г.Н.: Да, известна. Я понимаю, что я должен нести ответственность за это, и я готов.
<…>
Гособвинитель: Размер наказания, которое предусмотрено за совершение этого преступления (вменяемого подсудимым. — Ред.), вам известен?
Адвокат: Ваша честь, я возражаю против подобного рода вопросов.
Гособвинитель: Почему возражаете? Это же ваш вопрос. Мы же сейчас не по существу обвинения допрашиваем, мы допрашиваем по личности. Человек выразил желание стать поручителем, мы должны узнать, насколько он понимает всю ответственность.
Тимченко Г.Н.: Еще раз вопрос?
Гособвинитель: Геннадий Николаевич, вопрос следующий: известна ли вам ответственность по этой статье?
Тимченко Г.Н.: Я не знаю, честно говоря, Уголовный кодекс не так близко знаком, но тем не менее, невзирая ни на что, я считаю, я здесь выступаю как человек, который знает его долгие годы, и то ощущение мое внутреннее этого человека, я его считаю порядочным человеком.
Гособвинитель: Ну это понятно. А известна ли вам степень доказанности совершения преступления Магомедовым? Имеются ли какие-то доказательства?
Тимченко Г.Н.: Я понятия не имею.
Гособвинитель: Вы пояснили, что вам известна ответственность за нарушение личного поручительства на вопрос защиты. А можете пояснить, что вам известно? Какая вас ждет ответственность, если, не дай бог, она будет нарушена?
Тимченко Г.Н.: Знаете, я надеюсь на то, что… Учитывая его, скажем, по моим данным, как я знаю о том, что у него обнаружено заболевание достаточно серьезное, что содержание его под стражей может привести к негативным последствиям не только для его здоровья, но и для жизни, я считаю, что в данном конкретном случае я как раз независимо от того, какая ответственность на меня ляжет по Уголовному кодексу, я готов.
Председательствующий: Так какая ответственность, вы можете нам сказать? Нам интересно, вы просто подписали или вы действительно вчитывались — что вас ждет в случае нарушения?
От редакции: согласно закону (ч. 3 ст. 103 УПК РФ), это судья должен разъяснять поручителю существо подозрения или обвинения, а также обязанности и ответственность поручителя, связанные с выполнением личного поручительства.
Тимченко Г.Н.: Я подписал. И готовили мое поручение юристы.
Председательствующий: Понятно. Так какая ответственность?
Тимченко Г.Н.: Честно говоря, я не до конца помню. Но это не принципиально. Какая бы ни была по закону, я буду ее нести.
Гособвинитель: Геннадий Николаевич, ну это для вас не принципиально, а вот для стороны, для сторон, для участников процесса это довольно принципиальный вопрос, поэтому мы не могли его не выяснить. Следующий вопрос. Вам известно, что в настоящем судебном заседании, которое проводится сегодня, и прошлые, они проводятся в закрытом режиме, и почему оно проводится в закрытом режиме?
Тимченко Г.Н.: Я даже не знал.
Гособвинитель: Известно ли вам, что по настоящему уголовному делу в адрес свидетелей поступают угрозы?
Тимченко Г.Н.: Нет, конечно.
Справка: Решение о закрытии разбирательства по делу братьев Магомедовых было принято на основании справки, представленной суду из ФСБ России. В справке утверждалось о якобы поступающих угрозах в адрес свидетелей по данному делу, правда, без указания фамилий таких свидетелей, существа угроз и лиц, их высказывающих. При этом ни один из 130 свидетелей, допрошенных на тот момент в судебных заседаниях, о фактах каких-либо угроз со стороны подсудимых или «лиц, из числа их окружения» не сообщал, зато многие из них рассказали суду, как провели десятки часов в Следственном департаменте МВД под давлением следователей и угрозой привлечения к уголовной ответственности.
Гособвинитель: Не известно. Вы пояснили, что можете обеспечить надлежащее поведение Магомедова в случае изменения ему меры пресечения, а каким образом вы намереваетесь это сделать?
Тимченко Г.Н.: Нет, ну я так думаю, что если я ручаюсь за порядочного, честного человека, то он, понятно, если он такой порядочный и честный, то соответственно он будет вести себя соответствующим образом.
Председательствующий: Вы конкретно — что готовы сделать? Как обеспечить его надлежащее поведение? Мы пытаемся понять, как вы вообще понимаете свою роль в качестве поручителя.
Тимченко Г.Н.: Как я сказал, учитывая вот те обстоятельства, связанные с его состоянием здоровья, я хотел бы, учитывая, что я знаю, и то, что я говорил до этого, я готов в этом смысле с ним, если будет такая возможность, общаться, я не знаю, какие правила, можно ли будет с ним общаться после этого или нельзя, я не знаю.
Председательствующий: Каким образом вы будете обеспечивать его надлежащую явку в судебное заседание? Каким образом вы способны обеспечить то, что он не покинет территорию РФ до вынесения решения по уголовному делу?
Тимченко Г.Н.: Я все, что нужно будет для этого сделать, сделаю.
Председательствующий: Нет, ну конкретно — что вы готовы сделать? Как вы это понимаете?
Тимченко Г.Н.: Я думаю, если у меня будет непосредственный доступ к нему, то я буду с ним на эту тему разговаривать. Если этого не будет, значит, буду общаться с ним через другие каналы: адвокатов, например. Я не знаю, как это будет устроено.
Председательствующий: Понятно. Вопросы будут? <…>