— Почему в России все еще так много людей остается без паллиативной помощи?
— Это клубок проблем: и нехватка рук, медиков; нехватка знаний и опыта, проблемы с организацией помощи. Но начинается все с отсутствия спроса и понимания того, на что я вообще имею право в конце жизни. Паллиативная помощь — это исключительное право человека на то, чтобы в конце жизни было не больно, не страшно и не одиноко. И если у тебя это понимание есть, то ты, соответственно, будешь искать и добиваться этой помощи, жаловаться. В противном случае мы так и будем говорить «отмучился» про умершего человека. Само это слово — «отмучился» — как будто бы означает, что мучиться — это нормально. А должно быть наоборот.
Хоспис может и должен быть домом, где берегут жизнь. В хосписе есть и медицина, и обезболивающие препараты. Врачи, медсестры и медбратья — профессионалы с большой буквы, которые умеют обезболить, бережно сообщить о прогнозе, поговорить с родственниками, увидеть в пациенте — человека. Есть волонтеры, которые подхватят часть задач на себя, чтобы каждому человеку досталось ровно столько времени и внимания, сколько нужно, чтобы к каждому был подход — уникальный. Кому-то организовать пикник посреди зимы — потому что мама обещала сыну пикник, но не знает, доживет ли до теплых дней. Кому-то — встречу с Джаредом Лето и солистом «Скорпионз». Кому-то — просто чашку очень хорошего кофе. И только в такой атмосфере можно услышать от пациента: «У вас тут так хорошо, что и умирать не хочется». И тогда родственники будут знать, что сделали все возможное для своего близкого человека, что у него была жизнь — на всю оставшуюся жизнь.
Сейчас вот ровно то, о чем я рассказываю, — можно увидеть в хосписах в Москве, в некоторых других городах, но не везде. Но очень важно не только помогать этим изменениям происходить, но и рассказывать о том, куда мы стремимся. Нужно, чтобы и государство, и медицинское сообщество, и НКО, и те, кому нужна помощь, и те, кто может помочь как волонтер или сделать пожертвование — понимали, какие нужны изменения и ради чего. Тогда все пойдет быстрее.