Пишу от себя, свои впечатления!
Я попал в Москву как зритель году в 2007-м. Что представляла собой театральная Москва? Это был бум разнообразия, тогда можно было смело говорить, что тебя раздражает, что вообще «не театр», что надо закрыть и т.д., потому что и в мыслях не было, что от чьего-либо мнения или оскорбления чувств что-то переменится. Наверное, командовал тогда рубль, что успешно — то и идет, а потому, конечно, самым недосягаемым для простого зрителя театром был МХТ имени Чехова под руководством Табакова. Помню, как стоял со своим Нижегородским дедушкой у афиш, переводя взгляд с Литвиновой в «Вишневом саде» на Хабенского в «Утиной охоте», и мечтал, что сижу в зале. Дед даже сказал: «Вот бы в этот МХТ попасть как-то». Но шансов не было.
К МХТ вернусь позже — было много другого! Рвали и метали театры Dоc и «Практика», туда тоже было не достать билеты, молодой худрук Эдуард Бояков, только что поставивший спектакль «Мармелад. Пьеса про геев» (занятная деформация личности!), создал альтернативу спартанскому, необорудованному подвалу Греминой и Угарова (Doc) — площадку, где были приятно отделанные интерьеры и удобные кресла, в маленький зал набивался бомонд и за дикие тогда деньги смотрел, как, скажем, Агуреева играет маньяка в пьесе «Июль» Вырыпаева (гениально, кстати).
На ту же Агурееву было не попасть в театре Фоменко, где были проданы билеты на год (!) вперед. И уж надо ли говорить, что «Практика» и театр Фоменко отличались до такой степени, будто их артисты жили в разные века. При этом и тот, и другой театр были очень живыми, со своей интонацией, своими звездами, рождались каждый сезон новые имена актеров, режиссеров, критиков, воспевающих или топящих тот или иной спектакль. Другой подвал — «Табакерка» — был столь же недосягаем, тоже проповедовал свою театральную религию, но, пожалуй, объединяло его с Doc или «Практикой» одно — наличие театрального чуда. Когда молодой Епишев наклонялся в «Практике» к уху Лапшиной в «Трех действиях по четырем картинам», превращаясь в букву «Г» (он был вдвое выше), или молодые Сексте и ко слетали в «Табакерке» на животах по паркету в «Рассказе о семи повешенных» Карбаускиса, зал охватывал какой-то неописуемый зрительский восторг! Это было нечто совершенно настоящее, бурлящее, то, за чем шли снова и снова.