— Разрыв между «массовым» сегментом и «кино не для всех» существовал всегда, но сегодня есть ощущение, что он увеличивается. Новый фильм Апичанпона Вирасетакула в США прокатывают «из одного кинотеатра в другой», по неделе, постепенно «объезжая» всю страну, — возят его как «объект современного искусства». После такой серии показов его не будет ни на стримингах, ни на DVD, посмотреть его будет нельзя. А с другой стороны — легион блокбастеров и сериалов, которыми зрителя «бьют из всех орудий».
— Здесь есть две противоположные тенденции — пока неясно, какая победит. Теоретически онлайн-дистрибьюция дает зрителю доступ к любому фильму без посредников — то есть если фильм есть хоть на какой-то платформе, его можно увидеть. Раньше было сложнее: чтобы посмотреть фильм, который я привез в Россию, нужно было либо жить в городе, где есть кинотеатр (который фильм прокатывает), либо магазин — сначала кассет, потом DVD — который у меня купил диск и поставил на полку. Тогда мне казалось — вот если мы выйдем в онлайн, то вот она — долгожданная прямая связь со зрителем, горизонтальная структура, которая любое кино сделает доступным.
Оказалось, нет — онлайн-дистрибьюция еще более иерархична. Есть несколько больших платформ, которые монополизируют отбор и презентацию контента. Смотрят то, что платформы делают видимым, на что делают ставку. Это самый коммерческий продукт. Раньше было, условно, 1000 магазинов DVD, и если несколько сотен брало фильм, то я точно знал, что пару тысяч дисков продам. А сейчас всего несколько платформ, пересчитать по пальцам, — и надо, чтобы они поставили фильм на свою дигитальную витрину, которая гораздо меньше, чем витрина самого захудалого видеомагазина на заправке.
Но с другой стороны — техническая возможность остается. Ею просто надо иначе, правильно воспользоваться. Ради этого мы и делаем Cinezen, чтобы децентрализовать процесс отбора и продвижения фильма. Чтобы это делали не мы как платформа, а много разных кураторов, и чтобы они в своих каналах делали фильмы видимыми. Вся сфера онлайн-дистрибьюции еще очень молодая.