Сюжеты · Политика

Откройте, вам Telegram!

Теперь в Беларуси за подписку на независимые телеграм-каналы можно получить до семи лет тюрьмы

Ирина Халип , Собкор по Беларуси
Центр изоляции правонарушителей на улице Окрестина в Минске. Фото: Наталия Федосенко / ТАСС

Покаянные видео — главное развлечение последнего времени для белорусских силовиков. Рейд-задержания-выброс, видео-суд или уголовное дело для задержанного и даже раскаявшегося — теперь они работают именно по такой схеме. «Подгосударственные» телеграм-каналы распространяют десятки подобных видео ежедневно. Растерянные женщины и мужчины на этих видео говорят, будто по телесуфлеру, одно и то же:

«Я, Сидоров Иван Петрович, был сегодня задержан правоохранительными органами за подписку на экстремистские телеграм-каналы. Глубоко раскаиваюсь и рекомендую всем отписаться от этих телеграм-каналов». 

Некоторые еще добавляют:

«Интернет не гарантирует анонимности, придут к каждому».

В последние дни такие видео записываются в основном в Гомеле — именно там 25 октября задержали 30 человек. Врывались в дома, отбирали телефоны, требовали пароли — и на каждом смартфоне лезли в Телеграм смотреть подписку на каналы.

В народе это так и называется: «арестовали за подписку».

 Потому что сформулировать вне просторечного контекста причины этих рейдов невозможно — с правовыми основаниями они никакой связи не имеют. Потому и называются «за подписку»

Задержанных, как правило, судят по административной статье 19.11 («Распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность») и отправляют на традиционные 15 суток или присуждают крупные штрафы. И судьи, и задержанные одинаково хорошо понимают, что подписка на телеграм-канал и распространение информации — это совсем разные истории, ничего общего не имеющие. Это все равно что человека, читающего дома книгу, судить за участие в несанкционированном митинге. Впрочем, в Беларуси бывало и такое. И не раз.

Рекордсмены по этой статье —

  • Анастасия Крупенич-Кондратьева
  • и Сергей Крупенич.

Муж и жена время от времени пересылали друг другу ссылки на новости из разных телеграм-каналов. Нигде ими не делились, не делали репостов, не комментировали. 15 июля оба были задержаны и с тех пор из тюрьмы на Окрестина не выходили: после отбывания каждым 15-суточного ареста их снова судили по той же статье 19.11 и возвращали в камеру. 21 октября состоялся уже восьмой по счету суд. И никто не знает, последний ли. 

Если судить за каждую пересланную мужу или жене ссылку, то могут пройти годы, прежде чем Крупеничи выйдут из тюрьмы.

Но 15 суток или штрафы в Беларуси уже стали скучной повседневностью (для всех, кроме разве что семьи Крупеничей) офисной обыденностью, привычкой, на которую почти не обращаешь внимания. А это значит, что следует придумывать новые статьи УК, раз уж «административкой» никого не испугаешь, а покаянные видео — даже с предупреждениями о том, что придут к каждому, — не имеют никакой воспитательной силы. Силовики, пожалуй, записывают их для собственного удовольствия, для собственного доминирования и для собственных отчетов перед начальством. Выбил из белорусов десяток покаяний — получи премию. Сытно, но неэффективно. Поэтому 

главная карательная новость Беларуси — это признание телеграм-каналов и чатов экстремистскими сообществами.

14 октября на национальном правовом портале было опубликовано постановление правительства № 575 «О противодействии экстремизму и реабилитации нацизма». Теперь объявлять любые группы людей  экстремистскими формированиями смогут КГБ и МВД, а не суд, как это было раньше. В этот список попадают и телеграм-каналы вместе с подписчиками. 17 октября в эфире государственного телеканала СТВ начальник отдела ГУБОПиК МВД Беларуси Вячеслав Орловский пояснил: «У нас есть, конечно же, в разработке такие ресурсы, которые в самое ближайшее время, буквально в самые ближайшие дни, будут признаны экстремистскими формированиями. Соответственно встанет вопрос об уголовном преследовании их создателей, администраторов, активных участников, которые делали репосты, различные сливы, перепубликации и другие действия, направленные на их популяризацию среди населения, а соответственно на причинение вреда интересам национальной безопасности нашей страны».

Раньше к медиа, интернет-сайтам и телеграм-каналам применялся исключительно термин «экстремистские материалы». По представлению министерства информации суды признавали тот или иной ресурс экстремистским, и доступ к нему в Беларуси блокировался. Но непосредственно к журналистам и издателям никакие санкции не применялись, кроме все той же административной 19.11 — «распространение и изготовление экстремистской продукции». Иногда, кстати, и без признания экстремистским ресурс блокировали — например, сайт «Хартия’97» в Беларуси не открывается еще с 2018 года по решению того же министерства информации. А экстремистским его признали только в нынешнем году. 

Собственно, «неэкстремистских» независимых медиа в Беларуси уже нет. Как нет и доступа к «Хартии’97», «Тут.бай», «Нашей ниве», «Комсомольской правде в Беларуси», «Белорусскому партизану», БелаПАНу.

Но Телеграм — дьявольское изобретение Павла Дурова — министерствам, даже силовым, никак не подчиняется. Так что здесь вариант был один: признавать каналы и чаты экстремистскими формированиями, — и это уже не безобидная административная статья, а очень даже уголовная. Статья 361-1 — «создание экстремистского формирования», от трех до семи лет лишения свободы. Для обычных подписчиков есть часть третья этой статьи — «участие в экстремистском формировании», от четырех до шести лет. Тот же Вячеслав Орловский из ГУБОПиК объяснял в интервью, что подписка на канал — это уже элемент его популяризации, а значит, участие в развитии экстремистского формирования. По данным МВД, в Беларуси признаны экстремистскими 327 телеграм-каналов и чатов. Это и информационные каналы, и дворовые чаты, и тематические сообщества. Сколько признают экстремистскими формированиями — неизвестно. Если все, то политзаключенных будут исчислять уже десятками тысяч.

Процесс признания экстремистскими формированиями уже начался. За последнюю неделю ими объявлены телеграм-каналы

  • «Кибер-Партизаны»,
  • «Буслы ляцяць»,
  • «Рабочы рух»,
  • «Дружины Народной Самообороны — ДНС»

и телеграм-чаты

  • «Кибер-сливы»,
  • «ДНС чат»,
  • «Дзе.чат».

27 октября к ним добавили канал «Мая краіна Беларусь» и его чат «Я выхожу/МКБ». Привлечь создателей будет сложно — они находятся за пределами Беларуси. Что будет с подписчиками — неизвестно.

МВД уже с удовольствием отрапортовало, что экстремистские телеграм-каналы после принятия постановления № 575 уже потеряли более 200 тысяч подписчиков. Но силовики не учли одного: чтобы читать новости, не обязательно быть подписчиком. Аудитория телеграм-каналов действительно уменьшилась, но на количество просмотров это не повлияло. А создатели и администраторы каналов и чатов, признанных экстремистскими формированиями, находятся за пределами Беларуси.

Не потому ли главный спикер белорусского ГУБОПиК Вячеслав Орловский предложил недавно лишать белорусского гражданства тех, кто уехал? Не догонит — так хоть согреется.