Петроградский районный суд решил, что организация «Гуманитарное действие»*, признанная «НКО-иноагентом», не занимается «политической деятельностью». Это противоречит решению Октябрьского районного суда, в котором ранее фонд безуспешно пытался оспорить свой статус. На это обратил внимание «Коммерсант».
Минюст признал благотворительный фонд «Гуманитарное действие» НКО-«иноагентом» в декабре 2020 года. Организация пыталась оспорить решение, но Октябрьский районный суд Петербурга отказал в этом. В мае Минюст составил на фонд протокол за нарушение порядка деятельности НКО-«иноагентом» (ст. 19.34 КоАП). Нарушением министерство посчитало то, что организация не внесла себя в реестр иноагентов самостоятельно.
5 октября Петроградский районный суд Петербурга провел заседание по этому вопросу. Суд заявил об отсутствии состава правонарушения, поскольку «деятельность благотворительного фонда «Гуманитарное действие» соответствует целям, предусмотренным его учредительными документами».
В решении также указано, что «политические цели» должны относиться к деятельности самой НКО, а не отдельных ее членов, на чьи комментарии ссылался Минюст.
Судья отметил, что в протоколе Минюста «не исследовано и не оценено наличие у организации целей в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, для реализации которых получены соответствующие документы» (лицензии фонда на медицинскую деятельность — Ред.).
«Указанные в протоколе и акте проверки сведения не отражают каких-либо данных, свидетельствующих о намерениях «Гуманитарного действия» участвовать в акциях, рассчитанных на оказание воздействия на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику, а также формировании общественного мнения не в целях уставной деятельности»,— говорится в решении суда.
Адвокат Максим Крупский, представлявший интересы «Гуманитарного действия», заявил что фонд использует вердикт Петроградского суда при обжаловании решения Октябрьского суда. «Гуманитарное действие» помогает людям, употребляющим наркотики, и людям с ВИЧ в Петербурге больше 20 лет.
Поводом для включения в реестр НКО-«иноагентов» стало получение иностранного финансирования и участие в «политической деятельности». В качестве последней, в частности, рассматривалось участие сотрудника фонда Алексея Лахова в интервью для «Новой газеты». Он рассказывал о работе организации и о том, что может сделать государство для борьбы с эпидемией ВИЧ.
«В антинаркотической стратегии до 2030 года четко сказано, что о заместительной терапии в ближайшие десять лет можно забыть», — заявлял в интервью «Новой» Лахов. Его слова вызвали недовольство представителей Минюста. В акте внеплановой проверки от 16 ноября (есть в распоряжении редакции) говорится, что таким образом фонд «оказывает влияние на государственную политику» по вопросу заместительной терапии.
*Внесен Минюстом РФ в реестр НКО, выполняющих функцию иностранного агента