— Михаил Иванович, насколько естественным был нынешний рост цен на газ, а насколько — искусственно созданным?
— Начало этого периода было, конечно, естественным — рыночным. Упало несколько снабжение в Тихоокеанском регионе, при этом азиатские страны на фоне повышения спроса — по климатическим и другим причинам — резко увеличили закупки сжиженного природного газа (СПГ). Цены пошли очень резко вверх, привлекая трейдеров в этот регион, и потоки газа вместо Европы устремились туда. А в Европе рынок несколько заголился. Не так чтоб уж очень серьезно, но тоже началось движение цен вверх. И тут подсуетился «Газпром», который повел усиленную кампанию с многочисленными заявлениями и паническими сообщениями о кризисе в снабжении газом Европы.
Вместо того чтобы воспользоваться повышением цен и получить дополнительную прибыль от новых продаж газа по высоким спотовым ценам, они (в «Газпроме») решили вообще прекратить торговлю на спотовых рынках,
- объявили, что в четвертом квартале и весь следующий год они не будут торговать дополнительными объемами газа на электронных торговых площадках.
- Потом заявили, что прекращают закачку газа в подземные хранилища, купленные или арендованные на европейской территории.