Ранее мы подробно писали об экологической катастрофе в Усолье. В 2010 году промышленный гигант «Усольехимпром», специализировавшийся на работе с опасными химическими соединениями, в том числе с хлором, эпихлоргидрином и ртутью, прекратил работу. Но консервировать его не стали, просто забросили. В скором времени выяснилось, что промплощадка завода фактически представляет собой искусственное месторождение ртути и отравляет все вокруг себя. В городе, где живут 75 000 человек, начали фиксировать превышение ПДК ртути в воздухе, земле и воде в сотни раз. Рыба в Ангаре мутировала, по Усолью-Сибирскому были случаи онкологии.
В 2020 году к работе на промышленной площадке приступил «Федеральный экологический оператор». К концу 2021-го должны быть завершены первоочередные мероприятия по ликвидации накопленного вреда. Однако из протоколов совещаний, в ходе которых обсуждались организационные и технические вопросы работы в зоне заражения, следует, что у ликвидаторов есть трудности. По инициативе заказчика работ — дирекции по ликвидации негативного воздействия на окружающую среду полигона «Красный Бор», по инициативе самого ФЭО и подрядчиков несколько раз переносились отчеты о проработке процедур ликвидации шламонакопителя (с которого в город дуют ртутные ветры), об откачке эпихлоргидрина, об инвентаризации объемов накопленных отходов. Кроме того, согласно документам, было перенесено решение вопроса со сбросом загрязняющих веществ в Ангару.
Независимые экологи, изучив протоколы, рассказали «Новой газете», что, по их мнению, на самом деле сейчас происходит на территории «Усольехимпрома».