Вечером 10 сентября семья из Москвы, летевшая в Симферополь рейсом авиакомпании S7, сдала в багаж свою собаку по кличке Ева. По прилету хозяевам сообщили, что их питомца на борту не было — по версии аэропорта «Домодедово», собака открыла переноску и убежала во время погрузки. Хозяйка собаки в это объяснение не верит и считает, что в пропаже виноваты грузчики. Претензии у девушки есть и к авиакомпании, и к аэропорту, которые, по ее мнению, делают недостаточно для поиска собаки и покрывают своих сотрудников.
Ева в семье Екатерины Безручко появилась в ноябре прошлого года: девушка увидела в инстаграме, что волонтеры нашли собаку на улице в Сочи, и «просто в нее влюбилась». Безручко решила забрать собаку себе, до Москвы животное везли на машине.
«Собака изначально была очень пугливая, она боялась всего: резких движений, звуков, не принимала ласки. Но потом она освоилась, мы к ней привыкли, она — к нам. Со временем Ева стала очень ласковой, ходила за моей дочкой хвостиком и очень тяжело переживала разлуку. Поэтому мы и решили взять ее с собой в трехнедельный отпуск, а не оставлять родственникам, чтобы она не переживала тяжелую разлуку», — вспоминает Екатерина.
В трехнедельный отпуск на море Екатерина поехала вместе с мужем и маленькой дочкой. 10-килограммовую Еву они планировали взять с собой в салон самолета, но свободных мест для животного не было, поэтому собаку пришлось отдать в багажное отделение. За три часа до вылета Еву сдали в специальной переноске с замком, решетку которой сотрудники авиакомпании дополнительно закрепили хомутами. Уже в Симферополе, после часа ожидания выдачи, хозяева Евы поняли, что их собаку просто не погрузили на борт.
«Мы позвонили в Домодедово, и только тогда нам сказали, что собака сбежала, и они ее ищут. В Симферополе мы оставили заявку о пропаже, которую обещали передать в Домодедово. На следующий день я вновь позвонила в Домодедово и выяснила, что они ничего не знают о судьбе животного, не занимаются поиском, а заявку передали авиакомпании. В авиакомпании же сказали, что ничего не получали и никакой информации у них нет», — возмущается Екатерина.
Позже авиакомпания сообщила девушке в письме, что все же начала искать собаку.
Однако, по мнению хозяев, в Домодедово Еву никто не искал пока туда не приехали родственники Екатерины: они выяснили, что ни работники аэропорта, ни сотрудники полиции не были в курсе, что на территории аэропорта почти сутки бегает пропавшая собака. Поэтому Екатерина решила предать историю огласке и написала пост в инстаграме. В комментариях люди стали призывать обратить внимание на ситуацию блогеров и зоозащитников. Только после этого, отмечает Екатерина, ей начали предоставлять хоть какую-то информацию помимо формальных отписок о том, что ее обращение принято и ситуацией занимаются.
Сейчас девушке постоянно пишут люди, представляющиеся сотрудниками аэропорта, и говорят, что собака свободно бегает по территории Домодедово.
Официально в аэропорту подтвердили, что собаку несколько раз видели, но не смогли поймать.
В пресс-службе аэропорта отметили, что Еву «в круглосуточном режиме» ищет оперативная группа, в которую в том числе входят кинологи и волонтеры из числа сотрудников аэропорта. Поиски осложняются из-за большой территории аэродрома — 1300 га.
«Согласно записям камер наблюдения, собака выбежала из переноски до погрузки на рейс. Осмотр переноски показал, что питомец перегрыз защитный хомут. Механических повреждений на переноске нет», — сообщили «Новой газете» в пресс-службе аэропорта, подчеркнув, что информация о нахождении питомца на ВПП некорректная.
В пресс-службе авиакомпании S7 «Новой газете» не ответили за запрос.
Основная претензия Екатерины состоит в том, что сотрудники авиакомпании и аэропорта якобы несвоевременно сообщили ей о пропаже собаки, из-за чего было потеряно много времени. Кроме того, по словам девушки, чтобы узнать о судьбе своего питомца и что-то выяснить, ей приходится самой звонить и писать в S7 и Домодедово и постоянно сталкиваться с отказами, путаницей или формальными ответами. Поэтому о подробностях инцидента Екатерина в основном узнает из СМИ: так, фото переноски Евы и видео с камер видеонаблюдения хозяева собаки увидели в телегам-каналах.
«На видео с камер наблюдения один из сотрудников смотрит на переноску с собакой, а потом она выходит и идет за ним. Другой сотрудник подходит к переноске и, вероятно, открывает или закрывает ее. Видно, что никто ее не "не успел поймать", как они пишут. Все видели, и всем было пофиг, а, может, и сами выпустили, так как она много пищит», — предполагает девушка.
На фотографиях переноски, сделанных после пропажи собаки, отсутствует замок и один металлический прут. Исходя из этого, Екатерина предполагает, что якобы «имел место факт жестокого обращения с животными, халатности и бездействия». Родственники девушки пытались добиться, чтобы им выдали переноску, из которой убежала Ева. По словам Екатерины, в авиакомпании отказываются, мотивируя это тем, что ответственность за переноску несет аэропорт, сотрудники которого занимались погрузкой. В Домодедово же сперва сообщили, что просто не нашли переноску в отделе потерянного багажа.
Позже официальный аккаунт аэропорта в инстаграме написал Екатерине (скриншоты переписки есть в распоряжении «Новой» — прим.), что сотрудники не могут вынести переноску из «чистой» зоны, так как они планируют поместить туда собаку, если ее найдут. Вместо этого представители Домодедово предложили оформить пропуск на Екатерину или ее родственников, чтобы они могли посмотреть на переноску и приняли участие в поиске собаки.
Девушка решила вернуться в Москву из Симферополя, чтобы принять участие в поисках питомца, — представители аэропорта обещали выписать ей пропуск на 15 сентября.
«Мне нужно будет сейчас оставлять семью, одной вылетать в Москву, чтобы пробовать пройти на территорию аэропорта и искать собаку. Я не уверена, что меня пустят, потому что моим родителям, которые пытались пройти туда, сотрудники аэропорта говорили, что это в принципе невозможно, так как незаконно. Мне же представители аэропорта обещали, что на меня получится оформить пропуск. Все расходы, на самолет, испорченный отпуск, мне придется оплачивать самой, никто нам не помогает и не содействует», — отмечает владелица пропавшей собаки.
Она уже написала заявление в транспортную прокуратуру и МВД, а также планирует обратиться в суд, чтобы получить компенсацию за моральный ущерб и расходы, связанные с пропажей животного. Транспортная прокуратура начала проверку по факту пропажи собаки.
Это не первый случай в России, когда во время авиаперевозки домашних животных в багажном отделении возникают проблемы. Так, летом 2020 года две собаки, летевшие в багажном отделении на рейсах «Аэрофлота» Петропавловск-Камчатский—Москва и Москва—Симферополь, получили травмы: одна собака была вся в крови и грязи, другая — потеряла зрение. Однако прокуратура не нашла нарушений при выполнении перевозки. Спустя несколько месяцев хозяйка бигля, установившая камеру в переноске, выяснила, что грузчики обзывали и дразнили лаем ее собаку в аэропорту Сочи. К грузчику пообещали применить дисциплинарное взыскание.
При этом далеко не каждого питомца можно взять в салон самолета, правила зависят от конкретной авиакомпании. Например, в салон самолета на рейсе «Аэрофлота» не пустят животное, чей вес вместе с переноской превышает 8 кг, а на борту S7 есть возможность поставить на соседнем с хозяином кресле переноску с питомцем не тяжелее 23 кг.
Самая громкая и трагичная история произошла в начале 2020 года, когда Максим Чумаченко летел рейсом «Аэрофлота» из Нью-Йорка в Софию с пересадкой в Москве и перевозил трех котов. В аэропорту Шереметьево мужчине выдали две сломанные переноски, перевязанные веревкой, и котов, которые получили серьезные травмы. Одна из кошек умерла на борту самолета, вторая — позже у ветеринара, а у третьей диагностировали обморожение.
Очевидцы рассказали Чумаченко, что сотрудники аэропорта будто бы «швыряли» переноски, выгружая их из самолета. Он потребовал от авиакомпании инициировать возбуждение уголовного дела о жестоком обращении с животными. Авиакомпания компенсировала Чумаченко три тысячи рублей за сломанную переноску, а в МВД отказались возбуждать уголовное дело, заявив, что боксы с животными упали с багажной ленты и повредились из-за ветра.
«Аэрофлот» возложил ответственность на компанию «Шереметьево Хэндлинг», которая занимается обработкой багажа, и пообещал изменить правила транспортировки животных. В «Аэрофлоте» обещали выступить инициатором пересмотра технологии обработки багажа и транспортировки переносок с питомцами хэндлинговыми структурами во всех российских аэропортах. В компании отмечали, что проблемы часто возникают, так как во внутренних документах хэндлинговых компаний переноски с животными подпадают в общую категорию багажа, из-за чего грузчики воспринимают переноску как обычный чемодан «и работают с ним соответствующим образом», например, бросают с высоты.
Вскоре требования к погрузке животных на рейсах «Аэрофлота» действительно были изменены, в частности, было ограничено время нахождения контейнера на перроне.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}