Девиз 17-ой архитектурной биеннале (а 78-ой Венецианский фестиваль входит в нее) — «Как мы будем вместе жить?» Этот слоган идеально описывает сюжеты, проблематику, интересы авторов отобранных фильмов. Вопрос «как жить вместе?» касается и пандемической ситуации: трудность заказа билетов на сеансы зашкаливала. Необходимо было держать ухо востро в течение всего дня, чтобы не пропустить секунду, когда открывалась возможность бронирования. На вторую секунду мест в залах уже не оказывалось. Нервотрепка выводила из себя журналистов, готовых кричать: «Stop screening!», — по аналогии с изумительной выставкой в фонде Прадо «Stop painting».
Преграды, однако, удалось преодолеть. И увидеть, как жить или не жить вместе мамам с дочками, папам с сыновьями, братьям и сестрам, во время войны России с Украиной, под надзором НКВД в 1937-м или советской милиции в Польше в начале 80-х. Как жить в королевской семье? Как справиться с подпольным абортом, когда за него можно угодить в тюрьму во Франции в середине 50-х? Короче, Мостра-78 отрефлексировала разные версии солидарности и убийственных разрывов человеческой сообщительности. А также травматический опыт памяти, связанный с персональным переживанием персонажей и историческими событиями, меченными катастрофой.
Самое легкое на Венецианском кинофестивале образца 2021 года — сдача тестов каждые 48 часов в палатках Красного креста. Обделенным признанными в Европе вакцинами отрезали краешек бэйджа. «Отрезанных» от цивилизации было мало, поэтому никаких очередей и сплошная эмпатия.