— Дмитрий Борисович, мировая пресса за неделю выдала рекордное количество материалов под заголовками вроде «Кому достанутся сокровища Афганистана». О каких реально запасах полезных ископаемых идет речь и насколько они меняют политические расклады вокруг этой страны?
— Афганистан — это зона активного горообразования, глубинные породы тектоникой выведены наверх, частично они обнажились, и их можно добывать. Это особенно характерно для горных хребтов Гиндукуша. В основном это рудные запасы, хотя есть там нефть, газ, уголь.
Но, чтобы все их извлечь, нужно очень много инвестиций. Нефтяные месторождения разведаны — картированы, пробурены, извлекаемое содержание оценено в сумме около 200 миллионов тонн. Это довольно много, но не слишком. Есть гораздо большие, уже освоенные и удобные месторождения, например, в Техасе, Западной Сибири или Африке.
Афганский запас практически нетронутый. Есть и месторождения газа более ста миллиардов кубометров, это довольно много. Оцениваемые запасы угля — от двухсот миллионов тонн. Но добывать все это себе дороже.
Есть там и уникальные рудные месторождения, вещь редкая и четко локализованная. И, например, изумруды, рубины, лазурит. Но объем извлекаемого материала невелик, хотя сам материал дорог.