Шли при сорокаградусном морозе 76 дней. Не заблудились, хотя не у кого было спросить: «Извините, где тут у вас Северный полюс?». Столбиков с указателями в той местности нет, и если попадаются навстречу белые медведи, то вы на верном пути, а если пошли пингвины, значит, вы дали кругаля, забрели в другое полушарие и приближаетесь к Южному полюсу.
Помню из газетных сообщений, что, достигнув полюса, команда Шпаро подняла над палаткой флаг СССР. Бурного ликования и тем более какого-то подобия торжественного митинга не было. Хотя тогда еще можно было. Сейчас за несанкционированное мероприятие с флагом полярных путешественников разогнал бы ОМОН, притаившийся за ближайшим торосом.
А вот сообщалось ли, чем бородатая команда отметила покорение полюса, не помню. Думаю, тут очень кстати пришлось бы шампанское со льдом, но вряд ли парни тащили на себе еще и шампанское. И это обидно — ведь столько льда вокруг пропадало.
Не знаю, уместно ли сравнивать подвиг этих ребят с подвигом Гагарина, но если брать такие параметры, как мужество, преодоление риска, затрату сил и целеустремленность, то можно и сравнить. Многие ждали, что хотя бы руководителю экспедиции Дмитрию Шпаро дадут звезду Героя Советского Союза, но дали орден Ленина. Похоже, приняли во внимание, что Ленин тоже был экстремал. В палатке на льду он, правда, не ночевал, но однажды летом около месяца кантовался в шалаше в Разливе. Причем, как мы знаем по ряду картин, — в костюме и галстуке, что выдержал бы не всякий.
В шалаше Ленин, не расслабляя галстука, писал книгу «Государство и революция», а Шпаро в палатке таких приключенческих книг не писал. Несколько книг о путешествиях и путешественниках он написал позже. Недавно закончил объемный том под названием «Неизвестный Пири», в котором доказывает, что Роберт Эдвин Пири, официальный первооткрыватель Северного полюса, этой вершины не достигал, что он был мошенником и негодяем, оклеветавшим полярного путешественника Фредерика Кука. О том, что именно Кук первым достиг вершины планеты, наверное, придется написать отдельную книгу? Нам с вами об этом беспокоиться не следует — она у Шпаро уже готова и только должна немного остыть.
Дважды занесенный в Книгу рекордов Гиннесса Дмитрий Шпаро признан и спортсменами (он заслуженный мастер спорта СССР), и полярниками (имеет звание Почетного полярника). Он — член Русского географического общества, но тут нужно заметить, что географы его особо не жаловали. Да — ученый, кандидат физико-математических наук, но, дескать, какие у него заслуги перед другой наукой, географией? Поход к Северному полюсу географы одно время считали лишь спортивным достижением. Потом, правда, признали, что есть у Шпаро и географические заслуги: все же он со своей командой проходил по местам, где ранее не ступала лыжа человека.
Если надо, добавлю от себя еще одну его географическую заслугу: экспедиция Шпаро с товарищами доказала наконец, что Земля плоская. Вообще-то всякому нормальному человеку это и так видно, но некоторые упертые географы по сей день продолжают утверждать, что она круглая. Так вот, была бы Земля круглая, команда Шпаро, собравшись в обратный путь, легко скатилась бы с полюса на лыжах. И не пришлось бы высылать самолет.
Всё, больше никаких шуток ниже полюса! Знаменитый человек всю жизнь был занят серьезным делом, а я тут себе позволяю… Ведь и после покорения вершины мира Дмитрию Шпаро не сиделось дома. Он организовал и возглавил еще целый ряд немыслимых походов. Достаточно вспомнить советско-канадскую экспедицию по маршруту СССР — Северный полюс — Канада. Или первый в мире переход на лыжах через Берингов пролив, который он в 1998 году успешно осуществил с сыном Матвеем. Шли вдвоем 21 день, проваливались в воду, дрейфовали, перебирались с льдины на льдину, отстреливались от порвавшего палатку медведя, но добрались до Аляски. Навели, как тогда писали газеты, «лыжный мост» между Россией и США. Не помню заголовков тех публикаций, но так и просится: «Два мира, два Шпаро».
Сейчас отец и сын Шпаро тратят уйму сил и времени на свой клуб «Приключение». Для обычного человека и застрять в лифте — приключение, и он рассказывает о нем всем целую неделю. А тут инвалиды-колясочники участвуют в марафонах вроде Санкт-Петербург — Алма-Ата или взбираются то на Казбек, то на пик Мак-Кинли. Дети, для которых клуб организовал в Карелии лагерь «Большое приключение», путешествуют на велосипедах, на лыжах, на собачьих упряжках. На самокатах к Северному полюсу, правда, еще не гоняли — надо же добиваться в ГИБДД машины сопровождения…
Мы с Дмитрием Игоревичем, надежным читателем нашей газеты, ни разу не встречались, но легонько переписываемся. В прошлом году я послал ему на день рождения несколько зарифмованных строк:
После дальних и трудных дорог
Искушают и манят диваны…
Подвести бы какой-то итог,
Только рано вам смахивать с ног
Параллели и меридианы.
А сейчас, смотрю, и добавить к этому нечего. Ну разве, пожелать великому путешественнику прожить в бодром ритме сто лет. Плюс лет пятнадцать северной надбавки.