Полуторачасовой выпуск под названием «Friends: The Reunion» вышел 27 мая на канале HBO Maх. По форме это ток-шоу (его ведет Джеймс Корден, английский комик и телеведущий) с ностальгическими вставками из сериала и закулисных съемок тех лет, с появлениями звезд-гостей вроде Леди Гаги, Джастина Бибера и Дэвида Бэкхема, признающихся в любви к сериалу, а также с рассказами зрителей из разных стран о том, как сериал их спас — научил признаваться в любви или веселил во время болезни родственника.
В прямом эфире эпизод показали в тринадцати странах, включая Китай (камео Гаги и Бибера там, правда, вырезали), а число пересмотров оригинальных серий на самых разных платформах значительно подскочило (не так давно, кстати, Netflix заплатил 100 миллионов долларов за продление прав на показ сериала). При этом и в прессе, и в блогах этот эпизод с «воссоединением семнадцать лет спустя» вызвал критику вплоть до яростной.
Потому что в «новом» эпизоде обсудили практически все — от возможных судеб героев до несостоявшихся романов актеров, но совсем не говорили о том, за что сериал ругают и даже отвергают сегодня.
Дело в том, что «Друзья» органически неполиткорректны. Причем, в отличие от теперешних комических шоу, где такая неполиткорректность возможна в качестве артефакта (то есть, она в сущности высмеивается), в «Друзьях» она — норма.
Подход создателей сериала можно описать так: мы берем жизнь как она есть, предельно ее усмешняем и предлагаем вам.
В этом смысле неприемлемые сегодня на американском телевидении насмешки над лишним весом Моники (одна из главных героинь в школе было очень тучной, и ей все бесконечно об этом напоминают); постоянно демонстрируемый ужас героев мужского пола, что их, не дай Бог, примут за геев; самодовольный и, в общем-то, всеми поощряемый мужской шовинизм альфа-самца Джои — все это, конечно, преувеличенное, как в комедии и полагается, но реалистическое. Так себя подобные люди и ведут. Как и постоянно припоминаемое «Друзьям» отсутствие в сериале «расового разнообразия» темнокожих второстепенных героев стали вводить только в последних сезонах — вполне правдиво отражает круг общения подобных героев в то время.
Правда, этот «реализм» не то, чтобы осознанный жест , скорее создатели комедийного сериала не считали нужным вводить туда эхо общественных перемен — существует огромный список социальных сдвигов, случившихся в Америке за те десять лет (1994 — 2004) пока сериал был в эфире, которые не пролезли в ожидаемые всеми серии даже боком. От драматических перемен в отношении к афроамериканцам до волны судебных дел о сексуальных домогательствах и связанных с ними разговорах об изменении культурного и социального отношения к женщине во время, когда равные политические права более или менее завоеваны.
Ничего этого в «Друзьях», действительно, не отыграно. И, вообще, в смысле отношения к женщине это шоу — прямо-таки гимн объективации. Апогея он достигает в знаменитом разговоре Росса и Джои («Что, если в мире есть только одна женщина для каждого?» — спрашивает Росс. Джои отвечает: «Женщин в мире так же много, как сортов мороженого, нужно только достать ложку»). И подобного тут много.
Но не поймав «ветра» общественных перемен, сериал «Друзья» уловил вещь очень важную. И даже не только уловил, а прямо-таки воплотил собою.
Для американцев «девяностые» как эпоха укладываются в абсолютно точную временную рамку (сезоны Friends ее слегка «перехлестывают», как бы длят, но это неважно). Эта эпоха начинается 22 декабря 1989 года и заканчиваются 11 сентября 2001-го. От падения Берлинской стены до падения Всемирного торгового центра. От конца холодной войны до начала войны с террором. Этот период часто называют «отпуском, который предоставила история», временем, когда одни очевидные внешние угрозы исчезли, а другие не успели возникнуть. Когда можно было расслабиться, повеселиться и заняться собой.
Сериал Friends и представляет собой такое «занятие собой», своей частной, а (наконец-то!) не общественной и не политической жизнью длиной в десять сезонов. Сегодня такое шоу уже невозможно.
Время (во всяком случае, время, отраженное в американском телевидении) стало менее свободным, но более безопасным, а обсуждение — стоят ли в этом смысле наши приобретения наших потерь — это один из самых насущных, но в то же время самых бессмысленных сегодняшних разговоров. Слишком много в таких разборах политики, с одной стороны, и жестокости, с другой. Так что я рада, что Росса, Рейчел, Чандлера, Монику, Джои и Фиби (то бишь, игравших их артистов, но это не важно), не заставили это обсуждать.
Ведь не за глубину рассуждений мы их любим.
Мы их просто любим.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»