Департамент по авиации Минтранса Беларуси [опубликовал](http://caa.gov.by/ru/news-ru/view/1-203/) расшифровку переговоров Минска и пилотов перехваченного рейса Ryanair, на котором летел экс-главред NEXTA Роман Протасевич.
Из нее следует, что решение посадить самолет в Минске рекомендовали власти Беларуси. Ранее белорусское госТВ показывало в эфире те же переговоры, но поменяло местами реплики диспетчера и пилота. Так создавалось впечатление, что сажать самолет в Минске изначально решил экипаж.
При этом в ту минуту, когда экипажу поступило сообщение диспетчера о «бомбе», ближайшими аэропортами для рейса были Брест, Гродно и Минск. Но уже в момент, когда экипаж подал сигнал тревоги, ближайшим аэропортом стал Вильнюс. О перехвате самолета истребителем в переговорах не сообщается, при этом Ryanair еще не обнародовали свою версию переговоров.
«Новая» публикует полный перевод обнародованной белорусской стороной части переговоров.
Рейса RyanAir. Фото: EastNews
**Пилот**: 09:28:58 Минск, добрый день, это RYR 1TZ (_борт Ryanair_ — **ред.**), эшелон полета 390 приближаемся к SOMAT (_точка входа в воздушное пространство Минского района полетной информации_ — **ред.**)
**Диспетчер**: 09:29:04 RYR 1TZ, это центр управления в Минске, добрый день, видим вас на радаре.
**Диспетчер**: 09:30:49 RYR 1TZ, это Минск
**Пилот**: Да, продолжайте.
**Диспетчер**: RYR 1TZ, сообщаю вам — у нас есть информация от спецслужб, что у вас на борту заложена бомба, ее могут активировать над Вильнюсом.
**Пилот**: Это 1TZ. Подождите
**Пилот:** 09:31:17: Окей, это RYR 1TZ. Повторите сообщение.
**Диспетчер**: RYR 1TZ, я повторяю — у нас есть информация от спецслужб, что у вас на борту бомба. Эту бомбу могут активировать над Вильнюсом.
**Пилот**: Принято. Ждите
**Диспетчер**: 09:31:42: RYR 1TZ, в целях безопасности мы рекомендуем вам приземлиться в UMMS (индекса ИКАО аэропорта Минска — ред.).
Карта с данными FlightRadar о передвижениях рейса Ryanair. В момент, когда экипаж подал сигнал бедствия, Вильнюс был ближе для посадки. Инфографика: «Новая газета»
**Пилот**: Окей…это…понял. Дайте нам альтернативный вариант, пожалуйста.
**Пилот**:09:32:59: Это RYR 1TZ
**Диспетчер**: RYR 1TZ
**Пилот**: Бомба…прямое сообщение, откуда оно пришло? Откуда у вас информация об этом?
**Диспетчер**: RYR 1TZ, подождите, пожалуйста.
**Диспетчер**: 09:33:42: RYR 1TZ
**Пилот:** Продолжайте.
**Диспетчер**: RYR 1TZ, служба безопасности аэропорта сообщила нам, что получила E-mail.
**Пилот**: Вас понял, служба безопасности аэропорта Вильнюса или из Греции?
**Диспетчер**: RYR 1TZ, это письмо прислали в несколько аэропортов.
**Пилот**: Вас понял, подождите
**Пилот:** 09:34:49: Это RYR 1TZ.
**Диспетчер**: RYR 1TZ.
**Пилот**: Не могли бы вы дать нам частоту для (неразборчиво) компании, чтобы мы могли (неразборчиво).
**Диспетчер**: RYR 1TZ, повторите, какая частота вам нужна.
**Пилот**: Нам просто нужно согласовать процедуру с компанией, если для этого есть частота (неразборчиво).
**Диспетчер**: Вам нужна рабочая частота RYR (к_од ИКАО компании Ryanair_ — **ред.**)?
**Пилот**: Да, все так, 1TZ.
**Диспетчер**: Подождите, пожалуйста.
**Диспетчер:** RYR 1TZ, подождите, пожалуйста.
**Пилот**: Жду.
**Пилот**: 09:39:30: Это RYR 1TZ, есть информация?
**Диспетчер**: RYR 1TZ, ожидайте, ждем информацию.
**Пилот**: Не могли бы вы повторить, что в какой аэропорт надо? Что власти…(неразборчиво), чтобы развернуться…
**Диспетчер**: RYR 1TZ, слышу вас «на троечку», повторите, пожалуйста.
**Пилот**:09:39:57: Это RYR 1TZ .
**Диспетчер**: RYR 1TZ, продолжайте.
**Пилот**: Можете еще раз назвать код IATA аэропорта, в который власти рекомендовали нам развернуться?
**Диспетчер**: RYR 1TZ, принял, подождите, пожалуйста.
**Пилот**: Хорошо, я даю вам (неразборчиво). Можете еще раз назвать код IATA аэропорта, к которому власти рекомендовали нам развернуться?
**Диспетчер**: RYR1TZ, ждите.
**Пилот**: Жду, принял.
**Диспетчер**: 09:41:00: RYR 1TZ.
**Пилот**: Продолжайте.
**Диспетчер**: Код IATA — MSQ (_Минск_ — **ред.**).
**Пилот**: Повторите, пожалуйста.
**Диспетчер**: Код IATA — MSQ.
**Пилот**: MSQ, спасибо.
**Пилот:** 09:41:58: RYR 1TZ. Повторите, откуда пришла рекомендация перенаправить нас в Минск? Откуда она пришла? От компании? Она исходила от руководства аэропорта вылета или аэропорта прибытия?
**Диспетчер:** RYR 1TZ, это наши рекомендации\*.
*ВАЖНО
Ранее государственный телеканал «Беларусь 1» [привел](https://www.youtube.com/watch?v=IAglYCw1Vyg&t=34s&ab_channel=%D0%90%D0%A2%D0%9D%3A%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0) этот фрагмент переговоров в эфире, поменяв местами атрибуцию диспетчера и пилота. В итоге отрывок выглядел так, будто диспетчер спрашивает, кто принял решение посадить самолет в Минске, а пилот якобы ответил, что это «рекомендация» самого экипажа.
**Диспетчер**: Это наши рекомендации
**Пилот**: Повторите, пожалуйста
**Диспетчер:** Это наши рекомендации
**Пилот**: (неразборчиво)
**Пилот**: Вы говорите, что это ваши рекомендации?
**Диспетчер**: Чарли-Чарли (_подтверждаю_ — **ред**.)
**Диспетчер**: 09.42.49: у нас есть частота службы наземного сервиса Вильнюса 131.750
**Пилот**: 131.75. Мы связались… (неразборчиво)
**Диспетчер**: Сообщите свое решение, пожалуйста.
**Пилот**: Радар
**Диспетчер**: Сообщите свое решение, пожалуйста.
**Пилот**: Мне нужен ответ: какой код (неразборчиво)? Зеленый, желтый или красный?
**Диспетчер**: оставайтесь на линии
**Диспетчер**: 09:45:09 Говорят, код красный.
**Пилот**: Вас понял, в таком случае мы запрашиваем сохранить нынешнюю позицию.
**Диспетчер**: Понял, сохраняйте текущую позицию, сохраняйте эшелон FL390, развороты по собственному усмотрению.
**Пилот**: Окей, сохраняем нашу текущую позицию и эшелон FL390
**Пилот**: 09:47:12 Мы объявляем чрезвычайную ситуацию. MAYDAY, MAYDAY, MAYDAY (код сигнала бедствия — ред.). Мы планируем перенаправить самолет в аэропорт Минска.
**Диспетчер**: Сигнал бедствия, принято. Ожидайте.
**Пилот**: Ожидаем.
**Пилот**: 09:48:10 Запрашиваем снижение до 10000 футов.
**Диспетчер**: Снижение FL100
**Пилот**: Снижение (неразборчиво)
**Диспетчер**: С текущей позиции путь свободен до аэропорта Минска, код KOLOS: Кило, Оскар, Лима, Оскар, Сьерра.
**Пилот**: Прямо до KOLOS.
**Диспетчер**: 09:50:15: Как поняли?
**Пилот**: Понял.
**Диспетчер**: Принято.
**Диспетчер**: 09:50:24: Вам нужна какая-то информация об аэродроме или погоде?
**Пилот:** Мы можем (неразборчиво) данные из службы автоматической передачи информации в районе аэродрома ATIS, этого достаточно.
**Диспетчер**: Вам нужна частота ATIS?
**Пилот**: У нас есть: 128.850,
**Диспетчер**: RYR 1TZ
**Пилот**: Продолжайте.
**Диспетчер**: Код аэропорта KOLOS, прибытие 2Н, RW ( значение метеорологической видимости на ВПП — ред.) — 31R. Сообщите, если нужны векторы.
**Пилот**: Окей, KOLOS … сообщите, пожалуйста (неразборчиво)
**Диспетчер**: KOLOS прибытие 2H
**Пилот**: KOLOS прибытие 2H, RW —31R,
**Диспетчер**: Частота службы автоматической передачи информации в районе аэродрома ATIS — 128.850
**Пилот:** 28.85.
**Диспетчер**: 09:52:29: Сообщите о числе пассажиров на борту и если есть опасные грузы.
**Пилот**: Опасных грузов нет. Оставайтесь на линии, нам нужно 130, чтобы избежать…
**Пилот**: 09:53:00 Поворачиваем на 130, чтобы избежать…
**Диспетчер**: Вас понял, курс на 130, сообщайте о погоде.
**Пилот**: Выполняю
**Пилот**: 09:54:45: На борту 133 человека
**Диспетчер**: На борту 133 человека, принято, спасибо
**Диспетчер**: 09:55:33 Когда будете готовы, сообщите о времени прибытия.
**Пилот**: 09:56:48: Запрашиваю снижение 9000 футов.
**Диспетчер:** Снижение 9000 футов
**Диспетчер**: 09:57:12: Теперь контактируйте с «Минск». «Подход» — частота 125.9
**Пилот**: 125.9