Новости · Общество

«Откуда пришла рекомендация перенаправить нас в Минск?»

Минтранс Беларуси опубликовал переговоры диспетчера и пилотов перехваченного рейса Ryanair. Вот их полный перевод

Департамент по авиации Минтранса Беларуси [опубликовал](http://caa.gov.by/ru/news-ru/view/1-203/) расшифровку переговоров Минска и пилотов перехваченного рейса Ryanair, на котором летел экс-главред NEXTA Роман Протасевич. Из нее следует, что решение посадить самолет в Минске рекомендовали власти Беларуси. Ранее белорусское госТВ показывало в эфире те же переговоры, но поменяло местами реплики диспетчера и пилота. Так создавалось впечатление, что сажать самолет в Минске изначально решил экипаж. При этом в ту минуту, когда экипажу поступило сообщение диспетчера о «бомбе», ближайшими аэропортами для рейса были Брест, Гродно и Минск. Но уже в момент, когда экипаж подал сигнал тревоги, ближайшим аэропортом стал Вильнюс. О перехвате самолета истребителем в переговорах не сообщается, при этом Ryanair еще не обнародовали свою версию переговоров. «Новая» публикует полный перевод обнародованной белорусской стороной части переговоров.
Рейса RyanAir. Фото: EastNews
**Пилот**: 09:28:58 Минск, добрый день, это RYR 1TZ (_борт Ryanair_ — **ред.**), эшелон полета 390 приближаемся к SOMAT (_точка входа в воздушное пространство Минского района полетной информации_ — **ред.**) **Диспетчер**: 09:29:04 RYR 1TZ, это центр управления в Минске, добрый день, видим вас на радаре. **Диспетчер**: 09:30:49 RYR 1TZ, это Минск **Пилот**: Да, продолжайте.
**Диспетчер**: RYR 1TZ, сообщаю вам — у нас есть информация от спецслужб, что у вас на борту заложена бомба, ее могут активировать над Вильнюсом.
**Пилот**: Это 1TZ. Подождите **Пилот:** 09:31:17: Окей, это RYR 1TZ. Повторите сообщение. **Диспетчер**: RYR 1TZ, я повторяю — у нас есть информация от спецслужб, что у вас на борту бомба. Эту бомбу могут активировать над Вильнюсом. **Пилот**: Принято. Ждите **Диспетчер**: 09:31:42: RYR 1TZ, в целях безопасности мы рекомендуем вам приземлиться в UMMS (индекса ИКАО аэропорта Минска — ред.).
Карта с данными FlightRadar о передвижениях рейса Ryanair. В момент, когда экипаж подал сигнал бедствия, Вильнюс был ближе для посадки. Инфографика: «Новая газета»
**Пилот**: Окей…это…понял. Дайте нам альтернативный вариант, пожалуйста. **Пилот**:09:32:59: Это RYR 1TZ **Диспетчер**: RYR 1TZ **Пилот**: Бомба…прямое сообщение, откуда оно пришло? Откуда у вас информация об этом? **Диспетчер**: RYR 1TZ, подождите, пожалуйста. **Диспетчер**: 09:33:42: RYR 1TZ **Пилот:** Продолжайте. **Диспетчер**: RYR 1TZ, служба безопасности аэропорта сообщила нам, что получила E-mail. **Пилот**: Вас понял, служба безопасности аэропорта Вильнюса или из Греции? **Диспетчер**: RYR 1TZ, это письмо прислали в несколько аэропортов. **Пилот**: Вас понял, подождите **Пилот:** 09:34:49: Это RYR 1TZ. **Диспетчер**: RYR 1TZ. **Пилот**: Не могли бы вы дать нам частоту для (неразборчиво) компании, чтобы мы могли (неразборчиво). **Диспетчер**: RYR 1TZ, повторите, какая частота вам нужна. **Пилот**: Нам просто нужно согласовать процедуру с компанией, если для этого есть частота (неразборчиво). **Диспетчер**: Вам нужна рабочая частота RYR (к_од ИКАО компании Ryanair_ — **ред.**)? **Пилот**: Да, все так, 1TZ. **Диспетчер**: Подождите, пожалуйста. **Диспетчер:** RYR 1TZ, подождите, пожалуйста. **Пилот**: Жду. **Пилот**: 09:39:30: Это RYR 1TZ, есть информация? **Диспетчер**: RYR 1TZ, ожидайте, ждем информацию. **Пилот**: Не могли бы вы повторить, что в какой аэропорт надо? Что власти…(неразборчиво), чтобы развернуться… **Диспетчер**: RYR 1TZ, слышу вас «на троечку», повторите, пожалуйста. **Пилот**:09:39:57: Это RYR 1TZ . **Диспетчер**: RYR 1TZ, продолжайте. **Пилот**: Можете еще раз назвать код IATA аэропорта, в который власти рекомендовали нам развернуться? **Диспетчер**: RYR 1TZ, принял, подождите, пожалуйста. **Пилот**: Хорошо, я даю вам (неразборчиво). Можете еще раз назвать код IATA аэропорта, к которому власти рекомендовали нам развернуться? **Диспетчер**: RYR1TZ, ждите. **Пилот**: Жду, принял. **Диспетчер**: 09:41:00: RYR 1TZ. **Пилот**: Продолжайте. **Диспетчер**: Код IATA — MSQ (_Минск_ — **ред.**). **Пилот**: Повторите, пожалуйста. **Диспетчер**: Код IATA — MSQ. **Пилот**: MSQ, спасибо.
**Пилот:** 09:41:58: RYR 1TZ. Повторите, откуда пришла рекомендация перенаправить нас в Минск? Откуда она пришла? От компании? Она исходила от руководства аэропорта вылета или аэропорта прибытия? **Диспетчер:** RYR 1TZ, это наши рекомендации\*.
*ВАЖНО
Ранее государственный телеканал «Беларусь 1» [привел](https://www.youtube.com/watch?v=IAglYCw1Vyg&t=34s&ab_channel=%D0%90%D0%A2%D0%9D%3A%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0) этот фрагмент переговоров в эфире, поменяв местами атрибуцию диспетчера и пилота. В итоге отрывок выглядел так, будто диспетчер спрашивает, кто принял решение посадить самолет в Минске, а пилот якобы ответил, что это «рекомендация» самого экипажа.
**Диспетчер**: Это наши рекомендации **Пилот**: Повторите, пожалуйста **Диспетчер:** Это наши рекомендации **Пилот**: (неразборчиво) **Пилот**: Вы говорите, что это ваши рекомендации? **Диспетчер**: Чарли-Чарли (_подтверждаю_ — **ред**.) **Диспетчер**: 09.42.49: у нас есть частота службы наземного сервиса Вильнюса 131.750 **Пилот**: 131.75. Мы связались… (неразборчиво) **Диспетчер**: Сообщите свое решение, пожалуйста. **Пилот**: Радар **Диспетчер**: Сообщите свое решение, пожалуйста. **Пилот**: Мне нужен ответ: какой код (неразборчиво)? Зеленый, желтый или красный? **Диспетчер**: оставайтесь на линии **Диспетчер**: 09:45:09 Говорят, код красный. **Пилот**: Вас понял, в таком случае мы запрашиваем сохранить нынешнюю позицию. **Диспетчер**: Понял, сохраняйте текущую позицию, сохраняйте эшелон FL390, развороты по собственному усмотрению. **Пилот**: Окей, сохраняем нашу текущую позицию и эшелон FL390 **Пилот**: 09:47:12 Мы объявляем чрезвычайную ситуацию. MAYDAY, MAYDAY, MAYDAY (код сигнала бедствия — ред.). Мы планируем перенаправить самолет в аэропорт Минска. **Диспетчер**: Сигнал бедствия, принято. Ожидайте. **Пилот**: Ожидаем. **Пилот**: 09:48:10 Запрашиваем снижение до 10000 футов. **Диспетчер**: Снижение FL100 **Пилот**: Снижение (неразборчиво) **Диспетчер**: С текущей позиции путь свободен до аэропорта Минска, код KOLOS: Кило, Оскар, Лима, Оскар, Сьерра. **Пилот**: Прямо до KOLOS. **Диспетчер**: 09:50:15: Как поняли? **Пилот**: Понял. **Диспетчер**: Принято. **Диспетчер**: 09:50:24: Вам нужна какая-то информация об аэродроме или погоде? **Пилот:** Мы можем (неразборчиво) данные из службы автоматической передачи информации в районе аэродрома ATIS, этого достаточно. **Диспетчер**: Вам нужна частота ATIS? **Пилот**: У нас есть: 128.850, **Диспетчер**: RYR 1TZ **Пилот**: Продолжайте. **Диспетчер**: Код аэропорта KOLOS, прибытие 2Н, RW ( значение метеорологической видимости на ВПП — ред.) — 31R. Сообщите, если нужны векторы. **Пилот**: Окей, KOLOS … сообщите, пожалуйста (неразборчиво) **Диспетчер**: KOLOS прибытие 2H **Пилот**: KOLOS прибытие 2H, RW —31R, **Диспетчер**: Частота службы автоматической передачи информации в районе аэродрома ATIS — 128.850 **Пилот:** 28.85.
**Диспетчер**: 09:52:29: Сообщите о числе пассажиров на борту и если есть опасные грузы. **Пилот**: Опасных грузов нет. Оставайтесь на линии, нам нужно 130, чтобы избежать… **Пилот**: 09:53:00 Поворачиваем на 130, чтобы избежать… **Диспетчер**: Вас понял, курс на 130, сообщайте о погоде. **Пилот**: Выполняю **Пилот**: 09:54:45: На борту 133 человека **Диспетчер**: На борту 133 человека, принято, спасибо **Диспетчер**: 09:55:33 Когда будете готовы, сообщите о времени прибытия. **Пилот**: 09:56:48: Запрашиваю снижение 9000 футов. **Диспетчер:** Снижение 9000 футов **Диспетчер**: 09:57:12: Теперь контактируйте с «Минск». «Подход» — частота 125.9 **Пилот**: 125.9