В Саратове, несмотря на дождливую и холодную погоду, вечером буднего дня на центральной площади собралось около тысячи человек. В течение двух часов протестующие гуляли по улицам мимо мэрии, областной думы, зданий полиции и управления ФСИН. Акция прошла без происшествий. Следующей ночью полиция задержала около десяти человек.
Фото: Матвей Фляжников / специально для «Новой»
За два квартала до Театральной площади начинают попадаться машины ДПС, припаркованные на обочинах. Перекресток пролетает полицейский ПАЗик. Окна в салоне занавешены. На самой площади ни одного полицейского в форме нет.
Людей в штатском так много, что это выглядит даже комично: через равные промежутки в студенческой толпе возвышаются пары мужчин в масках и черных куртках с короткими стрижками и мощными затылками. По некоторым подсчетам, их — не меньше 50. Между штатскими передвигаются строгие дамы в очках, в которых трудно не узнать работников образования. Судя по всему, на этот раз правоохранители решили сосредоточиться на максимально быстром выяснении личности участников акции.
Горожан, выходивших на январские митинги, судят до сих пор. По подсчетам ИА «Свободные новости», вынесено 125 решений. Ни один гражданин не был оправдан. Самым частым наказанием стал штраф в 10 тысяч рублей (это почти половина средней зарплаты в регионе).
Моросит мелкий холодный дождь. Народу у памятника Ленину неожиданно много. Минут пятнадцать толпа молча топчется у постамента. Женские голоса начинают тихо: «Путин вор!» Юношеские подхватывают энергичнее: «Отпускай! Мы не боимся!»
Фото: Матвей Фляжников / специально для «Новой»
Из-за доски почета передовых предприятий региона на площадь выбегает глава местного штаба Навального Дмитрий Цибирев. Потрясая кулаками над головой, как боец ММА, Дмитрий — в бороде, рваных джинсах и кедах — ревет: «Свободу Алексею Навальному!». Собравшиеся затягивают капюшоны дождевиков, и Цибирев зовет мерзнущих гулять. Митингующие аккуратно огибают газоны у выхода с площади (на следующее утро саратовский мэр Михаил Исаев обвинит участников несанкционированного шествия в вандализме и пригрозит выставить счета за материальный ущерб).
На акции 31 января были заметны провокаторы: из-за угла к колонне протестующих выходили молодые люди с плакатом «Требуем отпустить Навального». На этот раз ничего подобного не было. Ситуацию явно старались не обострять.
Демонстранты прошли привычным маршрутом по проспекту Кирова. Шествие немного не добралось до памятника репрессированному Николаю Вавилову, который умер от голода в саратовской тюрьме.
«Я не столько за Навального как политика или кандидата в президенты, сколько против происходящего в стране. Беззаконие, которое творится в отношении него, — одно из проявлений государственного произвола,
жертвой которого может стать каждый гражданин», — говорит Инга. Она пенсионер по возрасту.
Инга была вынуждена заинтересоваться политикой после того, как вложилась в долевое строительство. Многоэтажку строила фирма городского депутата-единоросса. Дом обещали сдать в 2013 году, но этого не произошло до сих пор. Фирма, собравшая деньги дольщиков, объявлена банкротом. Теперь объект передали другой строительной компании, принадлежащей областному депутату-единороссу. По словам Инги, с дольщиков требуют доплатить за достройку.
«Мы выходим на улицу от безысходности», — объясняет Инга.
Фото: Матвей Фляжников / специально для «Новой»
«Помните, что Путин говорил о зарплатах ученых?» — спрашивает женщина в бирюзовом берете. Ольга работает научным сотрудником в одном из академических институтов. Получает 20 тысяч рублей. Зарплата младшего научного сотрудника — 17 тысяч рублей, инженера-исследователя — 15 тысяч.
«В институте остались самые закаленные. Те, кто работал в 1990-е, когда зарплату вообще не платили, и сотрудники сами покупали на работу бумагу и ручки», — говорит Ольга. И признается, что опасалась идти на акцию, так как в случае задержания ей нечем будет заплатить штраф. «Дочь боится за меня. Она тоже недовольна ситуацией в стране. Но она не хочет ходить по митингам. Она по специальности лингвист и собирается после отмены ограничений уехать из России».
Протестующие ходили по центральным улицам города до 21.00. Задерживать участников, как и в январе, начали после акции. За ночь, по разным данным, задержали от 8 до 15 человек. По обвинению в повторном нарушении организации публичного мероприятия (часть 8 статьи 20.2 КоАП) задержан лидер саратовских навальнистов Дмитрий Цибирев. Ему грозит до 30 суток административного ареста.
Известно, что одну из девушек задержали в автобусе по пути домой. Штаб Навального распространил в Telegram видеозапись, на которой мужчина в куртке с надвинутым капюшоном подходит к девушке, сидящей в конце салона, и настойчиво требует пройти в отдел полиции. «Выходите, выходите, я за вами!» — требует он. Девушка соглашается.
Еще одну несовершеннолетнюю отбили прохожие. Юрист Денис Руденко рассказал «Новой», что мужчина в штатском, не представляясь и не показывая удостоверения, попытался схватить школьницу, шедшую домой после митинга по улице Радищева. «На вид девушке около 14 лет. Она очень испугалась, попыталась вырваться и упала с тротуара на проезжую часть. В этот момент мимо ехала машина ДПС. Девушка чудом не попала под колеса», — говорит очевидец. Юрист потребовал, чтобы мужчина в штатском показал документы. Девушка убежала.
Уполномоченная по правам ребенка в регионе Татьяна Загородняя рассказала ИА «Версия-Саратов», что после акции задержано «небольшое количество подростков, около пяти человек».
Примечательно, что юристы саратовского отделения «Яблока», защищавшие в судах задержанных на январских акциях, предупредили, что участников нынешнего митинга поддерживать не будут.