Протестующие попытались обмануть правоохранителей и вместо главной площади пошли по своему любимому маршруту. Основные задержания прошли за рамками акции.
Протестующие на Пушкинской улице. Фото: Александр Прохорцев
В Ростове-на-Дону акция в поддержку Алексея Навального 21 апреля должна была пройти на Театральной площади. Но к 17.00 силовики оцепили все доступное для протестных пешеходов пространство, включая площадку вокруг стелы Славы, где в ходе январских акций прошли стычки с полицейскими.
О том, что в городе готовятся массовые выступления, ростовчане узнали от самих органов проавопорядка. ГУ МВД России по Ростовской области в понедельник выпустило официальный релиз с призывом к гражданам «воздержаться от участия в несогласованных акциях, а также от посещения площадей и улиц, заявленных как места их проведения, в обозначенное организаторами время».
— В условиях массового скопления людей возрастает риск заражения коронавирусной инфекцией, — заявили в ГУМВД. — Подразделения МВД России и других правоохранительных органов не допустят дестабилизации обстановки и предпримут все необходимые меры для поддержания правопорядка в регионах страны. Любые агрессивные действия участников несогласованных публичных мероприятий, и тем более попытки спровоцировать столкновения с сотрудниками правоохранительных структур, будут расцениваться как угроза общественной безопасности и немедленно пресекаться.
Порядка двух десятков активистов из разных городов области сообщили о получении т.н. предупреждений о недопоустимости противозаконной деятельности.
«Встреча прошла в «тёплой, дружеской» атмосфере, — пишет активистка из Таганрога Юлия Резникова. — Виктор Павлович (участковый) оказался милейшим созданием. <…> он, не без моей помощи, составил дивный документ. В нем я уверяю наших «доблестных правоохранителей», что веду исключительно положительный образ жизни! А также занимаюсь воспитанием ребенка, который учится очень хорошо. В политических партиях и движениях не состою. Общественный порядок не нарушаю. С соседями поддерживаю хорошие, уважительные отношения. <…>».
В понедельник полиция попыталась вручить предостережение координатору штаба Навального в Ростове Ксении Середкиной — та просто не открыла им дверь.
С наиболее неблагонадежными не церемонились.
В среду утром на железнодорожном вокзале Ростова были задержаны два активиста штаба — Вадим Кобзев и Екатерина Верещагина. На них были составлены протоколы за «нецензурную брань в общественных местах». Екатерине дали 10 суток ареста, Вадиму — 13. Позже стало известно, что за «организацию несогласованного мероприятия» семь суток получил житель Пролетарского района Ростова Артем Кислицын.
Сделать самую большую площадь Ростова местом проведения несогласованной акции с самого начала было задачей невыполнимой. «Театралка» одновременно является оживленной проезжей частью, с одной ее стороны расположен парк Революции с Фонтанной площадью, с другой — стела Славы с прилегающим фонтаном-амфитеатром. Обе эти территории к 16 часам 21 апреля были обнесены металлическими щитами, а по периметру выставлены сотрудники полиции и служащие Росгвардии. Площадь Советов перед зданием областного правительства оцепили в 14.00.
Театральная площадь. Фото: Елена Романова / «Новая»
В «Макдоналдсе», с террасы которого открывается отличный вид на всю «Театралку», с 16 часов начали собираться неприметные люди «в штатском». Они сидели небольшими группами по 5–6 человек, внимательно изучая посетителей ресторана.
В 17.00 людей перестали пускать на Фонтанную площадь. Вынужденные обходить привычный квадрат по пути к остановке общественного транспорта горожане с удивлением рассматривали плотную цепь полицейских, стоящих по периметру пустой площади.
В половине шестого телеграм-канал «Штаб Навального в Ростове-на-Дону» сообщил, что акция с Театральной площади переносится на площадку напротив Публичной библиотеки . Что-то такое полицейские подозревали с самого начала: еще днем пешеходную Пушкинскую перегородили на пересечениях с проспектами Чехова и Кировским, взяв, таким образом, в кольцо пространство вокруг библиотеки.
К 19 часам было трудно понять, кто вывел ростовчан на цветущую Пушкинскую — теплый апрельский вечер или Навальный. Заметных групп было две: активисты Народного освободительного движения (НОД) еще с обеда размахивали там флагами цветов Георгиевской ленты; десятка полтора журналистов и фоторепортеров в салатовых жилетах обсуждали историческое ДТП неподалеку, в котором КамАз МЧС зацепил автозак Росгвардии.
Все началось внезапно: в толпе кто-то звонко закричал «Свободу Алексею Навальному!», скучающая толпа вздрогнула и, повинуясь телеграм-каналу, двинулась в сторону парка Горького.
В Ростовском штабе Навального утверждают, что в акции приняло участие не менее двух тысяч человек. Многие желающие не смогли попасть к публичной библиотеке и наблюдали за перемещениями из-за оцепления.
Действие внутри периметра продолжалось около двух часов. Протестующие, аккуратно заполняя собой пространство Пушкинской, принялись ходить то в одну, то в другую сторону, упираясь в полицейское оцепление. Один раз несколько десятков наиболее дерзких рванули в сторону Большой Садовой сквозь бреши в заслонах. Возникло напряжение.
— Отсекай! — получили команду полицейские.
— Пропускай! — отчаянно зазвенели в толпе девчонки.
— Держим! Стоим! — прохрипела где-то рядом рация…
В отличие от январских митингов в этот раз сдерживать колонну пришлось простым полицейским — спецподразделения Росгвардии остались у Театральной площади. Поэтому в ходе акции из толпы никого не выдергивали. Протестующие безнаказанно кричали «Долой царя!» и «Полиция — с народом!». Плакатов и транспарантов почти не было.
Героем акции стала девушка с собачкой, которая несколько минут «гуляла в сторонке», а потом вышла на середину бульвара, подняла над головой круглую картонку с «куриной лапкой» пацифистов и, высоко подняв подбородок в маске и натянув поводок, решительно двинулась в сторону кордона на Чехова.
Фото: Александр Прохорцев
— Почему я иду, все смотрят и улыбаются? — позже удивлялась она. — В нашей стране людей убивают, а мы смеемся. Посмотрите, сколько лжи и агрессии льется из телевизора. Это нельзя смотреть.
Рядом трое девчонок закричали, отчаянно сцепившись руками: «Моя Россия сидит в тюрьме!»
Их никто не поддержал.
— Сейчас их всех срисуют и переловят по подворотням, — со знанием дела рассуждал мужчина, любуясь девчонками.
В «Штабе Навального» сразу предупредили, что расходиться с митинга следует группами по 5–6 человек.
Предостережения не помогли: по данным «Штаба», после завершения акции в подворотнях и на улицах Ростова было задержано 15 человек. Всем им «Штаб» пообещал оплатить административные штрафы.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»