Новости · Общество

Zoom запретила продавать платную версию сервиса госкомпаниям из России и СНГ. Под ограничения попали российские вузы

Компания Zoom Video Communications запретила своим дистрибьюторам продавать доступ к сервису онлайн-конференций госучреждениям и госкомпаниям в России и СНГ. Об этом [сообщает](https://www.kommersant.ru/doc/4761730) «Коммерсант» со ссылкой на письмо российскому дистрибьютору «РайтКонф». Гендиректор дистрибьютора Андрей Петренко подтвердил подлинность письма, однако добавил, что уточняет детали дальнейшей работы и не исключает, что компания сделает отдельный продукт для госсектора. Петренко также заявил о продолжении работы по действующим контрактам. Как [уточняется](https://it.hse.ru/news/458263369.html) на сайте Высшей школы экономики (ВШЭ), университет больше не сможет пользоваться корпоративной лицензией в Zoom, так как Zoom Video Communications ввел ограничения в отношении российских юридических лиц в одностороннем порядке. «Окончание лицензии будет означать, что можно будет зайти в корпоративный аккаунт, но продолжительность сессии будет ограничена 40 минутами. Корпоративные аккаунты физически не будут удалены», — отметили в ВШЭ. Платная версия Zoom позволяет подключать к конференции до 100 пользователей и не имеет ограничений по времени. Головной офис компании Zoom Video Communications в США [уточнил](https://tass.ru/ekonomika/11083861) ТАСС, что сведения о том, что Zoom запретил продавать платную версию российским госорганам, «основываются на сообщении от одного из агентств, занимающихся продажами на партнерской основе», и отметили, что «уточняют эту информацию» и готовы будут озвучить какие-либо выводы только после проведения собственной проверки. Директор по развитию TrueConf Дмитрий Одинцов заявил «Ъ», что, скорее всего, решение Zoom связано с санкционными рисками: «Учитывая, что США — это главный рынок для Zoom, компания старается исключить любые поводы, которые могут подорвать их имидж», — выразил мнение эксперт. С ним согласен основатель ГК «Нейтроникс» Григорий Иванов: по его словам, Zoom не работает на рынках, которые считает «токсичными», так как это может повлиять на стоимость акций на бирже. Как подсчитал «Ъ», согласно данным «СПАРК-Интерфакс», в 2020 году дистрибьютор «РайтКонф» участвовал как минимум в четырех тендерах на 1,1 млн рублей на поставку Zoom для вузов и колледжей. На сайте Госзакупок имеется как минимум 40 тендеров за 2020 год, в рамках которых образовательные учреждения закупали Zoom, среди них — МИФИ, РГГУ, Нижегородский университет им. Н. А. Добролюбова, Алтайский госуниверситет, сообщает «Ъ». В декабре прошлого года стало известно, что Microsoft [отказалась](https://www.kommersant.ru/doc/4605230) продавать софт МГТУ им. Н. Э. Баумана, сославшись на то, что вуз попадает под санкции США за подготовку специалистов по вооружениям. В письме компании отказ объяснялся действием новых экспортных ограничений, которые ввело правительство США против России, Китая и Венесуэлы.