Жительница Лондона Дон Стерджес в марте 2018-го умерла после того, как нашла на улице флакончик с духами известной марки. Во флакончике был «Новичок», которым травили Скрипалей. Не могу знать, из какого флакончика доблестные рыцари плаща, гульфика и кинжала наносили яд на одежду Навального 20 августа 2020 года в Томске, но легко представляю, что на нем могло быть написано Yves Rocher.
Думаю, это бы соответствовало гэбэшному пониманию того, что называется «прикольно». И логике того, что российские власти продолжают творить с Алексеем Навальным.
В любом случае, в медийном плане эти истории — отравление Навального, его возвращение в Россию, его арест и новый приговор по абсолютно незаконному, целиком сфабрикованному (_фр_. _fabriqué de toutes pièces_) делу Yves Rocher — теперь связаны навсегда. И шлейф этот будет тянуться за французским парфюмерно-косметическим гигантом как минимум долгие годы. По крайней мере до тех пор, пока гигант будет продолжать вести себя мелко и пошленько (_фр._ _mesquin_).
Последний образец своей продукции компания явила в конце января — уже после того, как в «Новой» вышла заметка «Чем сейчас пахнет французское дело «Ив Роше» и за несколько дней до исторического процесса над Навальным в Мосгорсуде. Компания разродилась пресс-релизом и [повесила](https://newsroom.yves-rocher.com/fr/communique_de_presse_janvier_2021.html) его на своем французском сайте. Цитирую целиком (перевод «Новой»):
«Вследствие многочисленных запросов и вопросов, которые мы получили, для нас важно ответить вам и объяснить вам ситуацию.
Напомним, дело «Олег и Алексей Навальные — Ив Роше Восток (Россия)» относится к 2012 году, к **местному коммерческому делу по подозрению в мошенничестве, по которому применены обычные процедуры защиты интересов компании** (выделено «Новой». **— Ред.** ) Первый приговор с осуждением братьев Навальных был вынесен 30 декабря 2014 года, затем подтвержден Апелляционным судом Москвы в 2015 году и Верховным судом России в 2018 году.
Подозрения в мошенничестве братьев Навальных в отношении частных компаний были подтверждены 3 судебными решениями, так что это дело закрыто, и вернуться к нему уже невозможно.
По итогам этих решений Алексей Навальный был приговорен к 3,5-летнему условному сроку с 5-летним испытательным сроком, который заканчивается 30 декабря 2019 года. Похоже, что генеральный прокурор России хочет отменить этот испытательный срок, который в 2017 году был продлен до 29 декабря 2020 года **по фактам, которые никоим образом не касаются нашего российского филиала. **
Ив Роше — **абсолютно аполитичное предприятие** , мы никогда не участвуем, ни в какой форме, в политических дебатах и поэтому не желаем комментировать российскую ситуацию».
Дело «закрыто и вернуться к нему невозможно», говорите вы, компания Yves Rocher? Понятно, что для вас это было бы самое счастливое разрешение грязного, плохо пахнущего скандала, который начался после того, как в декабре 2012 года руководитель «Ив Роше Восток (Россия)»_ _Брюно Лепру_ _(фр. _Bruno Leproux) _написал в Следственный комитет РФ заявление на братьев Навальных.
Алексей и Олег Навальные с адвокатом Ольгой Михайловой во время процесса по делу «Ив Роше», декабрь 2014 года. Фото: ТАСС
По каким мотивам он это сделал — то ли руководствуясь ложным пониманием интересов компании (в том смысле, что решил выполнить заказ, чтобы не вступать в конфликт с властной системой коррумпированной страны, — т.е. «действовал нужным образом в предлагаемых обстоятельствах»), то ли став жертвой шантажа и (или) угроз со стороны силовиков, — неизвестно. Господин Лепру не дает никаких комментариев, давно уволился из компании «Ив Роше» и нашел теплое раб. место у гораздо более крупного французского гиганта — LVMH.
Но сама компания «Ив Роше», которая в 2014 году в российском суде заявила, что никакого мошенничества не было и никаких претензий к братьям Навальным она не имеет, сегодня фактически продолжает выступать на стороне обвинения.
Приведенный выше пресс-релиз, вышедший за несколько дней до так называемого суда над Алексеем Навальным, отправившего его на 2 года и 8 месяцев в колонию по **«закрытому»** «делу Ив Роше», активно цитируется российской пропагандой — от «раши тудэй» до «информагентств», «уполномоченных заявить».
Известно ли компании Yves Rocher, работающей в России уже несколько десятилетий, что здесь пропаганда — активный и важный участник политических процессов?
Знал ли Брюно Лепру с первого же дня о том, что пишет заведомо ложный донос (_именно с такой формулировкой братья Навальные обратились во французский суд по этому делу. И во Франции оно пока еще не закончено — Ред._) на братьев Навальных? Вряд ли не знал — если умеет считать на уровне третьего класса средней школы.
Трудно предположить, чтобы такая уважаемая (наверное, кем-то прежде) компания как Yves Rocher, могла назначить руководителем своего огромного филиала человека слабоумного.
Трудно также предположить, чтобы в компании и до сих пор, через восемь с лишним лет, не нашлось ни единого руководителя, который не смог бы понять, **что** сейчас в России власти творят с невиновным человеком, прикрываясь в том числе бумажкой с подписью Yves Rocher.
Так что предлагаю компании — если она так и не решится прекратить этот позор и честно назвать вещи своими именами — выпустить новый аромат: «Божья роса».
Как это будет по-французски?
La rosée de Dieu?
Красиво.
P.S.
P.S.
Да, кстати, два слова про «абсолютную аполитичность предприятия». Ребята, перечитайте собственный документ под названием «Кодекс поведения и этики»:
«...Руководство должно быть образцовым и стремиться к развитию культуры доверия и честности внутри Группы (...);
Наши принципы действий и поведения также соответствуют обязательствам, взятым на себя Rocher Group, уважать и поддерживать:
— Всеобщую декларацию прав человека;
— Конвенцию Международной организации труда;
— руководящие принципы ОЭСР, в частности, по борьбе с коррупцией».
А пока в России посадили самого известного борца с коррупцией — в нарушение основополагающих принципов Всеобщей декларации прав человека.
___
_*Автор выступает в данном случае исключительно как обозреватель «Новой газеты». Редакция с удовольствием предоставит компании Yves Rocher право на ответ, если у неё возникнет такое желание. Предыдущий наш запрос остался без ответа._
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»