Управление Следственного комитета по Иркутской области возбудило дело о насильственных действиях сексуального характера (п. «б» ч. 3 ст. 132 УК) в отношении заключенного СИЗО-1 Иркутска Кежика Ондара. Об этом со ссылкой на документ [сообщил](https://gulagu.net/news/2021-01-15-414.html) основатель правозащитной организации Gulagu.net_ _Владимир Осечкин.
Он также призвал власти «перестать лицемерить» и дополнительно возбудить уголовные дела о причинении тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК), злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 3 ст. 285 УК) и склонении к даче показаний (ч. 2 ст. 302 УК). Правозащитник сообщил, что организация направит заявление Генпрокурору Игорю Краснову с требованием передать дело в Главное управление СК.
«Мы подозреваем, что Кежика Ондара пытали в интересах и по заказу следователей 3-го отдела СУ СК по Иркутской области, которые и расследуют уголовное дело о бунте в ИК-15», — написал Осечкин.
В конце декабря СК по Иркутской области [завел](http://irk.sledcom.ru/news/item/1526716/) уголовное дело о халатности сотрудников Главного управления Федеральной службы наказаний (ч. 2 ст. 293 УК). В пресс-релизе указали, что небрежное отношение к службе повлекло «по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью 29-летнему осужденному».
О пытках заключенного [рассказала](https://gulagu.net/appeal/2020-12-24-363.html?fbclid=IwAR3UkG7lMgxfaL32ox63BuW7eB7nRSBvIEG3FRIRBVWANnM_A0ZdpDzswsA) его сестра Азияна Ондар. По ее словам, Кежика длительное время жестоко избивали и пытали сокамерники в «пресс-хате» СИЗО-1. Она [сообщила](https://www.sibreal.org/a/31017847.html) «Сибирь.Реалии» (входит в список средств массовой информации, выполняющих функцию иностранного агента), что от брата пытались добиться признания в участии в апрельском бунте в колонии №15 Ангарска.
«В первые сутки ему сломали ногу, на вторые — засунули в задний проход кипятильник, включили его. Кипятильник, как я поняла, взорвался прямо внутри брата. Ужасные травмы, потребовалось две сложные операции, но он все равно будет инвалидом», — сообщила она.
Факт пыток [подтвердили](https://www.sibreal.org/a/31017030.html) в пресс-службе УФСИН по Приангарью, уточнив, что они произошли в СИЗО-1, куда осужденного временно увозили.
В апреле в ангарской ИК-15 [произошел](https://novayagazeta.ru/articles/2020/04/10/84829-razorvali-neglasnyy-dogovor) бунт. Он начался после того, как один из заключенных сообщил об избиении сотрудником колонии, еще около 20 человек из солидарности порезали вены. В знак протеста заключенные отказались выполнять требования и подожгли цех деревообработки.
По словам правозащитников, при подавлении бунта спецназом травмы получили несколько десятков заключенных. Впоследствии один из них [умер](https://novayagazeta.ru/news/2020/05/06/161270-zaklyuchennyy-poluchivshiy-travmu-pozvonochnika-v-hode-bunta-v-irkutskoy-kolonii-umer-v-bolnitse) в больнице.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»