Сюжеты · Общество

«Они ходили по деревне, просили еду»

Как жили и как массово умерли пожилые люди в частном пансионате в башкирском Ишбулдино

Синдикат-100 , объединение независимых СМИ
Фото: МЧС РФ
ОТ РЕДАКЦИИ
Этот материал был опубликован на сайте ProUfu.ru, который входит в объединение незавивимых медиа «Синдикат-100». «Новая газета» — участник «Синдиката». Сегодня мы публикуем расследование Марины Каримовой из ProUfu.ru, чтобы расширить его аудиторию.
В Абзелиловском районе Башкирии в селе Ишбулдино в ночь на 15 декабря произошла страшная трагедия. В частном пансионате «Центр социального обслуживания населения «Дом престарелых» заживо сгорели 11 пенсионеров-инвалидов. Четыре бабушки и семь дедушек не смогли выбраться из дома, потому что почти все были лежачими.
Деревянный дом постройки 1960-х вспыхнул моментально. Всего в доме на тот момент находилось 15 человек. Спастись удалось лишь трем мужчинам, которых буквально вытолкала из окна сиделка, устроившаяся на работу за сутки до трагедии.
Из горящего окна выглядывали люди
Очевидцы сообщают, что пожар произошел ночью. Местные жители проснулись ночью и начали тушить огонь. Сельчанка Айсылу Сирияжданова рассказала, что ее муж вышел ночью в туалет на улицу, увидел дым. Он разбудил Айсылу и сказал о том, что что-то горит. Женщина быстро оделась, вышла, на часах было 2.20 ночи.
Пансионат находился рядом, через дом. Деревянное одноэтажное здание с жилой мансардой уже вовсю полыхало, из окна выглядывали люди.
Я дергала ворота, но не могла открыть. Поэтому пошла будить соседей. Из окна смотрели двое мужчин. Из другого окна сотрудница кричала: «Помогите!» Я сказала, чтобы прыгали из окна, рассказала она изданию LIFE SHOT.
Пожар в пансионате. Фото: МЧС РФ
Сама сиделка, по сообщению СМИ, родственница директрисы учреждения, рассказала, как все происходило, информагентству «Башинформ». По ее словам, она невероятным образом выкинула в окно троих пожилых мужчин:
«Я открыла дверь на веранду а там уже все в огне. Наглоталась дыма. Побежала всех будить: и на первом этаже, и на втором. Главного выхода не было там все горело. Я открыла окно пламя разгорелось еще больше...
Не знаю, каким-то невероятным образом выкинула из окна троих пожилых мужчин.
Самого пожилого, 78-летнего старика, не знаю, как, но я его вытащила. Помню, что бегала босиком по снегу, порезалась, в ожогах все ноги...»
Супруг Айсылувспоминает, что подключил насос, чтобы начать тушить пожар. К этому моменту собрались местные жители. С трудом они спасли соседний дом, на который уже перекидывался огонь.
Что за дом?
Деревянный дом, в котором размещался «Центр социального обслуживания населения «Дом престарелых», находился в деревне Ишбулдино по улице Кизильская, 31. Это было здание размером 9х8 метров с утепленной мансардой, 60-х годов постройки и площадью по выписке из реестра всего 38,5 кв. м.
По данным портала Rusprofile, учредителями автономной некоммерческой организации «Дом престарелых (Дом милосердия)» являются три человека: Рустам Фаттахов, Залия Мухамедьярова и Расима Махиянова. Кроме этого, Махиянова учредитель и директор еще одной компании: ООО «Ахай». На том же Rusprofile есть информация, что основным видом деятельности этой компании является оказание помощи на дому лицам с ограниченными возможностями развития, душевнобольным и наркозависимым, а также обеспечение проживания постояльцев.
Один из соучредителей Рустам Фаттахов одновременно является юрисконсультом ГБУ «Восточный межрайонный центр «Семья» подразделения Министерства труда РБ. Мы позвонили на рабочий телефон Фаттахова, и он оказался на месте. Он сразу заявил, что знает, почему ему звонят журналисты. На вопрос корреспондента ProUfu, как он связан со сгоревшим пансионатом, ответил, что уже никак, пансионат относится к ООО «Ахай». На другие вопросы, например, почему он значится в учредителях, работая в госструктуре, он ответить отказался и бросил трубку.
Вот так дом выглядел год назад. Фото: газета «Абзелил»
Родственница Фаттахова Альбина Давлетшина одна из спасшихся от пожара. Именно она и была той самой сиделкой, которая вытащила из горящего дома невероятными усилиями троих мужчин.
По данным портала Rusprofile, «Дом престарелых» был зарегистрирован весной 2019 года. Директором пансионата является Расима Махиянова. Жительница села Фарзана Кадырова рассказала корреспонденту ProUfu, что этот дом сначала принадлежал дедушке Махияновой. Сама она жила в соседнем селе, это была простая женщина, про таких говорят «пробивная». Долгое время дом пустовал, а потом Расима приехала и жила некоторое время там сама, примерно три года. А после она занялась постройкой, сделала ремонт, после этого, примерно полтора года назад, был открыт дом престарелых.
Однако сельчане оказались против этого дома, они писали жалобы и даже собирали подписи для того, чтобы пансионат в их деревне закрыли. Местный житель Ражап рассказал ProUfu, что подпись поставил, потому что в деревне все знали, что там происходят нарушения:
Инвалиды там лежачие были почти все, но были и ходячие. Они иногда выходили в деревню и жаловались соседям, что их не кормят.
Внутри был бардак, условий никаких. Воды горячей нет, только холодная. Отношение к старикам отвратительное. Дедушки просили забрать их оттуда, рассказал Ражап.
По воспоминаниям Фарзаны: прокуратура вроде приходила в этот дом, но учреждение продолжило работать.
Кто виноват?
В настоящее время Следственный комитет РБ возбудил уголовное дело по статье 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности двум и более лицам». 43-летняя руководитель Автономной некоммерческой организации «Центр социального обслуживания населения «Дом престарелых (Дом милосердия)» Расима Махиянова задержана.
Помимо этого возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), которое соединено с основным делом в одно производство.
Но есть мнение, что Махиянова лишь пешка в этой структуре. Кто может стоять за ней пока непонятно.
\Расима Махиянова. Фото из соцсетей
Кто не виноват?
Начальник отдела развития негосударственного сектора в сфере предоставления социальных услуг Минтруда РБ Сергей Елисеев ответил, что со стороны администрации района не были представлены сведения об этом объекте.
Деятельность домов-интернатов по оказанию услуг по уходу не подлежит лицензированию. Данный интернат сведения в реестр поставщиков социальных услуг, который ведет министерство, не подавал. Дополнительно, в ноябре текущего года, министерство в целях выявления подобного рода учреждений запрашивало информацию у всех администраций районов и городов.
Глава Абзелиловского района Ильдар Нафиков не стал отвечать на вопрос корреспондента ProUfu о связи с пансионатом, отослав к пресс-секретарю, который не взял трубку. Интересно, что в интернете сохранилась статья местной районки, в которой рассказывается история создания пансионата, а также сообщается, что брат Нафикова Салават Нафиков, будучи руководителем санатория «Якты-Куль» (сейчасглава Госкомтуризма РБ), помогал пансионату с поставкой матрасов, постельного белья. То есть о деятельности этого учреждения власти района, наверняка, знали.
Вице-премьер Ленара Иванова, курирующая социальные вопросы, заявила, что ничего не знала об этом заведении.
Все наперебой вопрошают, как вы это допустили, почему не проконтролировали? Но мы даже не знали о нем.
Так же, как и в ситуации с пансионатом «Моя семья», данная предпринимательница не сочла нужным войти в реестр поставщиков социальных услуг, предпочитая быть невидимой для всех проверяющих структур, – рассказывает министр.
«Старики должны жить»
Частные пансионаты в России появились с 2000-х. В народе этот бизнес называют «бизнес на костях», мол, государство просто сваливает свои обязанности, отдавая полулегальным частникам уход за престарелыми. Недавно прогремела ужасающая история с частным пансионатом под Уфой «Моя семья», где в нечеловеческих условиях содержались пожилые люди.
Руководитель фонда «Старость в радость» в Башкирии Ольга Ремаренко уверена, что трагедия в Ишбулдино вновь обнажила целый пласт проблем с частными пансионатами, которые фактически ушли от государственного контроля. Что происходит за закрытыми дверями частного пансионата, которому даже не нужна лицензия, никто не знает. Здесь даже требования к постояльцам минимальны. По словам Ремаренко, если в государственных пансионатах требуется пакет документов, и пожилой человек должен пройти медкомиссию, то в частный всего этого не нужно.
Ольга Ремаренко. Фото: instagram.com/starostvradostufa
И как правило, организовывают в частных пансионатах работу действующие или бывшие сотрудники государственной социальной службы, которые знают кухню изнутри и уверены: им ничего не будет.
Сколько пансионатов работает нелегально, сказать невозможно. Если открыть сайт объявлений, можно увидеть массу предложений пансионатов для пожилых. Расценки разные от бюджетного варианта и до элитного. В большинстве своем это будет диапазон от 600 до 800 рублей за сутки. В такие пансионаты сдают бабушек и дедушек, которые имеют пенсию в 20 тысяч. Сумма вполне укладывается в пенсию пожилых инвалидов.
Ремаренко говорит, что волонтеры не могут попасть в частные пансионаты, чтобы помочь бесплатно организовать досуг пожилых. Поэтому работают только с государственными пансионатами и домами престарелых. Однажды она позвонила в частный пансионат с предложением о помощи, но ей сказали: «Мы в ваших услугах не нуждаемся». Ольга считает, что частным учреждениям есть что скрывать.
Пока у нас не появится государственный комитет, который будет контролировать эти частные дома-пансионаты, мы так и будем получать тревожные новости, говорит руководитель фонда. То, что произошло, очень страшно. Персонал частного пансионата оказался не готов. Он просто не знал, как быть в чрезвычайных ситуациях. Это может говорить о том, что это был просто дом, куда набирали бабушек и дедушек ради наживы.
Считаю, что вина лежит и на сотрудниках, и на администрации. Но еще я бы сказала о родственниках. Такое отношение к своим дедушкам и бабушкам оно печальное. Вы отдаете своего родного человека в пансионат, у которого, вероятно, нет лицензии, где в одной комнате проживает большое количество людей. Поэтому я обращаюсь к выросшим детям своих родителей. Дорогие дети, запрашивайте документацию, смотрите фотоотчеты, чтобы убедиться, в каких условиях проживают пожилые. Не только сиделка нужна старикам, не только стакан воды нужен им в старости. Пожилые должны жить в социуме. Им обязательно нужно общение, обучение, познавательные, когнитивные игры. Родителей нельзя просто сдать и забыть, а потом плакать на камеру, что вас обманули. Нужно контролировать.
Марина Каримова