22 июня. Мама без температуры, у папа сейчас 37,4. Родителям по 62 года, без осложнений вроде. Коек свободных не особо-то; возможно, кому-то они сейчас нужнее.
23 июня. К родителям никто не приезжал. У мамы тошнота, отсутствие аппетита, обоняния. Папа иногда выдает до 38 температуру. Пил парацетамол. Никакого лечения не назначают. Поеду куплю витамин С.
24 июня. Папу увезли в больницу, стало хуже. КТ1, 25 процентов легких поражено. Лечат. Вчера резко стал ухудшаться. Сатурация 96.
Аня пишет мне «ВКонтакте», потому что ей страшно. Получается история болезни. Аниного папу в результате с трудом госпитализировали — с местами в больнице сложно.
Это областная больница Мурманска, здесь главный ковидный госпиталь. Он заполнен под завязку. И не он один: в регионе вместо концентрации заболевших в одном крупном учреждении их с самого начала развозили по разным больницам области. Решение было сознательным, о нем говорил на брифингах губернатор. Дескать, ковидная койка должна быть в шаговой доступности. И вместо перепрофилирования под коронавирус крупной больницы «Севрыба» удалось наскрести по области 804 койки. Это последние данные, которые есть в открытом доступе, их региональный министр здравоохранения Панычев называл 8 июня на совещании. А согласно федеральной сводке, сейчас в регионе болеют 1566 человек. 29 июня минздрав вновь подал признаки жизни и пообещал выжать еще 140 коек из областной больницы.
Суточный прирост — 90–99 инфицированных.
Источники «Новой» в больнице говорят, что под госпиталь отдадут так называемый административный корпус — там располагались пульмонология, лор, нефрология. Куда бы ни поместили коронавирусное отделение, можно с большой долей вероятности предположить, что сделано это будет в ущерб другим видам медпомощи, которые оказывает больница, — свободных корпусов у нее нет. Между тем она единственная в области имеет лицензию на кардио- и нейрохирургию. Кардиохирургия уже пострадала: врачей и пациентов просто переселили в другое помещение, чтобы открыть первое ковидное отделение.
А затем кардиохирургия заболела: сначала инфекцию выявили у четырех послеоперационных пациентов, потом — у контактировавшего с ними персонала.
Медики говорят, что ожидали этого: работать в одном корпусе с «красной зоной» и не заболеть было бы удивительно. А еще говорят, что утренняя очередь персонала корпуса на термометрию никак не способствует социальной дистанции и профилактике заражения. Не буду делать предположений, но ковид выявлен уже не только в кардиохирургии, но и в кардиореанимации, гематологии и гинекологии областной больницы.
Главврач Александр Голованов объясняет это на свой лад. В общем чате сотрудников в WhatsApp с его номера было размещено сообщение со следующей информацией:
«Из 2000 сотрудников официально заболело Ковид не более 50 человек. Мы не знаем количество бессимптомных носителей. Под угрозой функционирование учреждения, по оказанию всех видов медицинской помощи населению» (орфография и пунктуация оригинала — Т. Б.).
«Мы не знаем количество бессимптомных носителей. Под угрозой функционирование учреждения». Скриншот сообщения главврача Голованова в WhatsApp.
В том же сообщении Голованов намекает, что заражение персонала и прошедший День медработника могут быть связаны между собой, а также говорит о нарушениях правил ношения СИЗ и социального дистанцирования.
«Сами виноваты» — медики восприняли посыл именно так. Аналогично высказался губернатор области Андрей Чибис относительно общего роста числа заболевших: «После семейных компаний и посиделок в кругу друзей после выходных появляется все больше новых случаев».
Оперативка, на которой Андрей Чибис огласил свой взгляд на вопросы эпидемиологии, состоялась в понедельник, когда штаб зафиксировал в области 99 новых инфицированных. Накануне было 93, два дня назад — 90. Месяц назад в сутки регистрировалось ровно вполовину меньше заразившихся, притом что инфекция еще вовсю бушевала на стройке «Новатэка» в Белокаменке, признанной самым крупным на тот момент очагом в стране.
За этот месяц регион снял практически все ограничения для бизнеса и населения. Провел парад, даже два: в Мурманске и Североморске. Зазывает на избирательные участки. Отменил обязательный тест для сотрудников открывшихся после карантина предприятий. Отменил тест для въезжающих в область из других регионов. Отменил двухнедельную самоизоляцию для них же. Открыл спортклубы, турбазы и спа-салоны, магазины и магазинчики. Провел субботники. Возобновил оказание плановой помощи в больницах. Закрытыми остаются фактически лишь заведения общепита, зрелищные предприятия и бассейны. Маски обязательны только в помещениях и транспорте.
Парад в Мурманске 24.06.2020. Фото: РИА Новости
За этот месяц параллельно снятию ограничений число инфицированных в регионе выросло с трех тысяч до пяти, а если исключить локальный очаг в Белокаменке (именно так в начале эпидемии любили делать местные чиновники, комментируя кривую инфицирования), получится, что
за 30 суток число зараженных на «остальной территории области» выросло в 3,5 раза — с 796 до 2800 человек.
По количеству заразившихся на 100 тысяч населения Мурманская область на 7-м месте в стране. Коэффициент Rt — от 1,01 до 2, при таких значениях карантинные меры Роспотребнадзор отменять не рекомендует. Однако регион уже на втором этапе снятия ограничений.
Судя по публичным высказываниям чиновников, связывать рост заболеваемости с толпами безмасочного народа на параде (вопреки обращению к губернатору профсоюза медиков, просившего закрыть парад для зрителей) они не торопятся. «Семейные посиделки» — куда более удобное объяснение.
Мол, делаем-то мы все правильно, да только народ несознательный попался. Сам виноват — сам и болеет.
Такими темпами сам, видимо, будет и лечиться. Тут, правда, есть одна неувязочка. 6 июня тот же губернатор Чибис показывал журналистам «уникальный мобильный госпиталь» для лечения коронавируса, за миллиард федеральных рублей возведенный под Мурманском, в поселке Мурмаши. Госпиталь на 700 коек возводила группа компаний «ПИК». Конкретные условия контракта пресс-служба правительства Мурманской области «Новой» сообщать отказалась, написав в ответ на наш запрос лишь то, что госпиталь возведен в рамках единого госконтракта и обошелся в 978,8 млн руб.
Не будем гадать, стоит ли времянка из натянутой на металлоконструкции баннерной ткани миллиард. Не будем гадать, сколько из этих денег пошло на «шатер», а сколько на оборудование, у кого и по какой цене его закупали. Гораздо интересней то, что еще до презентации госпиталя на встрече с жителями Мурмашей Чибис пообещал уже в сентябре госпиталь разобрать. А также сообщил, что использовать его вообще не планируется, кроме как в случае «тяжелого сценария».
Что для чиновника означает «тяжелый сценарий», неизвестно. Госпиталь не принял пока ни одного пациента. На сайте минздрава отсутствуют сведения о выдаче госпиталю лицензии.