Свидетели обвиняют следователей в давлении, а Минкульт путается в цифрах: с какими аргументами стороны по делу «Седьмой студии» идут к прениям?
17 июня завершилось судебное следствие по «театральному делу». Вот уже три с лишним года организаторы проекта «Платформа», который стал главным театральным событием России десятых и главным достижением политики президента Медведева на ниве культуры, пытаются доказать, что «Платформа» действительно была проведена. Все это время ни следователей, ни обвинителей, ни судей не убеждали в этом ни архивные фото и видео проведенных мероприятий, ни вторая экспертиза по делу, которая показала, что подсудимым не удалось бы избежать собственных трат на проект сверх президентского гранта.
Напомним, в сентябре 2019 года после оглашения результатов второй экспертизы дело «Седьмой студии» было возвращено в прокуратуру, но уже два месяца спустя снова вернулось в Мещанский районный суд на стол судьи Олеси Менделеевой: она успела отметиться в деле о летних протестах, оштрафовав обвиняемого по делу об угрозах судье Криворучко и отправив в колонию на три года Евгения Коваленко, который бросал урну в сторону сотрудников Росгвардии. В «театральном деле» судья Менделеева тоже не показала себя сторонницей объективного и всестороннего исследования доказательств: она сходу назначила уже третью экспертизу по делу, отобрав только своих экспертов, среди которых заместитель исполнительного директора по правовым и кадровым вопросам МХАТа имени Горького Елена Баженова — правая рука худрука МХАТа Эдуарда Боякова (ранее неоднократно неодобрительно отзывавшегося о деятельности Кирилла Серебренникова) — и театровед Ольга Королева (Галахова).
Считается, что на позицию Королевой могла повлиять работа на кафедре ГИТИСа, которой руководит отец министра культуры Ольги Любимовой Борис.
В начале июня эксперты обнаружили завышение расходов по театральному проекту «Платформа» в 2,5 раза, при этом к самой экспертизе у профессионального театрального сообщества возникло множество вопросов: в экспертизе Королевой отсутствуют какие бы то ни было источники подсчетов, а экспертизу Баженовой адвокат Ксения Карпинская назвала «надуманной».
«Эксперт Королева постоянно сравнивает "Платформу" с фестивалем, несмотря на то что ей должно быть известно, что фестиваль — это показ достижений театрального искусства, а "Платформа" была действующей площадкой, на которой в течение трех лет создавались новые произведения, а не показывались созданные ранее», — отметила Карпинская.
— На основании каких материалов она пришла к выводу, что "Платформа" в значительной степени начала дублировать фестиваль "Территория" и фестиваль NET, тоже непонятно».
Но судья Менделеева отказалась считать экспертизу недействительной и вызывать в суд экспертов.
15 июня свидетель Элеонора Филимонова, помощница бухгалтера Нины Масляевой, заявила, что давала показания под давлением следователей. «Меня принуждали говорить, что идет обналичивание. Заставили вообще подписать, что я все знала, что там идет преступная деятельность», — сообщила суду Элеонора Филимонова.
«Васильев говорил, что если я не подпишу, то меня сейчас же закуют в наручники и отправят в тюрьму. Лавров кричал, что я преступница», — добавила госпожа Филимонова.
Впоследствии допрошенный в суде следователь Павел Васильев отрицал, что на Филимонову оказывалось какое-либо давление. Вместе с тем ранее о давлении следователей заявляли сотрудники Минкульта Алеся Махмутова, Александра Балашова и Евгения Павлюченко. Все они проходят по делу «Седьмой студии» свидетелями. Бывший гендиректор «Гоголь-центра» и «Седьмой студии» Алексей Малобродский также обвинял Лаврова и Васильева в давлении с целью получения показаний против Кирилла Серебренникова в период пребывания Малобродского в СИЗО «Лефортово».
Впрочем, 16 июня по делу все-таки допросили эксперта Баженову. Эксперт пояснила суду, что не считала каждое мероприятие отдельно, а использовала отмененные, но «близкие к «Седьмой студии» нормативы. «Чтобы определить методику и норматив, я посмотрела видеозаписи спектаклей, перформансов и лекций, чтобы выстроить хронологию для определения затрат»,— говорила Баженова.
Однако после Баженовой суд по приглашению защиты допросил независимого эксперта — оценщицу Наталью Строкову, гендиректора независимого партнерства «Союз». Строкова заявила, что, по ее оценке, совокупные затраты на «Платформу» составили 264 млн руб. — то есть на 48 млн рублей больше, чем выделенная проекту «Платформа» госдотация (суммарно 216 млн рублей). К похожим выводам пришла ранее вторая экспертиза по делу: организаторам «Платформы» пришлось привлекать собственные средства, чтобы успешно завершить проект.
Одновременно проходило рассмотрение суда по делу бывшего главбуха «Седьмой студии» Нины Масляевой. В ходе заседания был допрошен представитель потерпевшего: юрист Минкульта Людмила Смирнова подтвердила позицию об ущербе Российской Федерации на сумму 133 млн рублей. Но уже на следующий день на последнем заседании по «театральному делу» в рамках судебного следствия Смирнова почему-то назвала другую цифру — 129 с лишним млн рублей. Объяснить разницу свидетель не смогла.
Защита также напомнила о том, что третья экспертиза по делу фактически не отразила целый ряд мероприятий «Платформы» Допрошенный следователь Павел Васильев отрицал какую-либо подтасовку фактов со стороны следствия, аналогичную позицию занял и его коллега Владимир Монич.
Прения в деле назначены на 22 июня — что символично, в День памяти и скорби. Станет ли этот день днем памяти и скорби по российскому правосудию, нам еще предстоит узнать, однако предвзятая позиция судьи Менделеевой вызывает некоторую тревогу за судьбу фигурантов «театрального дела» — процесса, который показал, что реалии российского судопроизводства сегодня бессовестнее любого кафкианского абсурда.