Сюжеты · Культура

Лендлорды против панков

Переживут ли карантин контркультурные пространства Москвы

Фотозин об «Успехе». Источник: VK
Почти два месяца сотрудники московских DIY-клубов «Успех» и Punk Fiction, где до карантина регулярно звучала неподцензурная музыка, не могут попасть в помещения клубов — арендодатель незаконно опечатал их. Дворик между «Бауманской» и «Красносельской», где расположены «Успех» и Punk Fiction, бывший главным центром притяжения столичного андеграунда, оказался под угрозой закрытия.
Разгромленная и опечатанная «Рабица», на месте которой позже появится «Успех». Фото из соцсетей
Бар «Успех» открылся в январе 2018 года на месте техно-клуба «Рабица», разгромленного полицией.
В отличие от ориентированного на электронную музыку предшественника, «Успех» придерживался более разнообразной и пестрой программы. Тут выступали артисты, которых не пускали в другие места. Расписание «Успеха» отличалось разнообразием: за неделю в клубе могли отыграть одна из главных российских фри-джазовых команд «Бром», металлисты из Японии, техно-диджеи и музыканты краут-рок-групп, которые устраивали прямо посреди зала многочасовые джемы с бесплатным входом. И это не считая экспериментальных спектаклей, проходивших днем в выходные. Еще в «Успехе» показывали авангардное кино и устраивали многодневный панк-лекторий.
Танцпол «Успеха». Фото из соцсетей
Сосед «Успеха», крафтовый бар Punk Fiction, открылся там же, на территории кластера «Авиатора», но чуть раньше — осенью 2017-го. Планировали сделать место для друзей, но со временем круг посетителей расширился, там тусовались скейтеры и независимые музыканты разной степени известности. Хозяева регулярно сами стояли за барной стойкой. Ближе к концу недели Punk Fiction начинал работать практически круглосуточно.
Танцпол Punk Fiction. Фото из соцсетей
К середине 2018 года вечеринки в «Успехе» и Punk Fiction начали проходить едва ли не каждый день, а посетителей стало так много, что они перестали помещаться внутри (благо при хорошей погоде доносившуюся из клубов музыку можно было без проблем слушать с улицы).
Аудитория «Успеха» и Punk Fiction во многом пересекалась, и с лета 2018 года в уютном дворе «Авиатора» начали проходить фестивали, в том числе благотворительные. Среди них «Психгорфест», посвященный психическому здоровью в среде художников, и международная благотворительная акция «Не виновата» — в поддержку женщин, переживших домашнее насилие. В 2020 году для пострадавших женщин собрали более миллиона рублей.
Что случилось весной
«Успех» и Punk Fiction остановили работу в середине марта из-за запрета на проведение мероприятий вместимостью больше 50 человек. «Восемнадцатого мы объявили, что не работаем, — рассказал «Новой» основатель «Успеха» Алексей Тришин. — За неделю или две до этого я ходил в отдел аренды и предупреждал, может быть карантин, давайте подумаем, как быть.
Мне сказали, что в России всеобщего карантина никогда не будет».
Владельцы «Успеха» попросили «Авиатор» устроить арендные каникулы уже с марта, однако арендодатель отказался идти им навстречу. Тогда бар запустил кампанию по сбору средств. За март представители клуба заплатили с собранных денег. Их соседи и друзья из Punk Fiction связались с «Авиатором» практически одновременно с «Успехом».
«Мы писали письма, чтобы какая-то связь пошла, чтобы или арендные каникулы дали, или как-то изменили условия, — говорит сооснователь Punk Fiction Михаил Минин. — Нас игнорировали, не отвечали вообще никак. Единственное что спрашивали: "Вы будете платить?" В итоге предупредили, что заведение опечатают, если владельцы не заплатят за апрель.
А платить было нечем, поскольку деятельность клубов, как и всего остального общепита в Москве, не велась».
Михаил Минин. Фото из соцсетей
21 апреля «Успех» и Punk Fiction опечатали. На данный момент арендаторы все еще не могут попасть в свои помещения.
Что происходит сейчас?
До конца мая владельцы баров не могли связаться с арендодателями. «Они сами на карантине, гендиректор заявил, что по закону ничего не может подписывать», — сказал Тришин.
В отделе аренды делового центра «Новь», которому принадлежит «Авиатор», корреспонденту «Новой» сообщили, что владельцы пространства ведут переговоры о скидках на аренду, правда, не с арендаторами «Авиатора», а с представителями бизнес-центра. Почти через два месяца после начала «нерабочих дней» руководство «Авиатора» предложило владельцам «Успеха» и Punk Fiction существенную скидку на аренду за апрель, май и июнь, по словам Алексея Тришина. Заведения готовы согласиться на условия арендодателя и могут открыться для работы «навынос» уже 16 июня. Тем не менее помещения все еще опечатаны.
Не только Москва
От похожих действий арендодателей пострадали не только московские клубы. В схожей ситуации оказались концертные площадки по всей России.
В середине мая закрылся крупный екатеринбургский клуб «Дом печати». Владельцы не смогли договориться с арендодателем об отсрочке арендной выплаты за апрель, и клуб выселили из помещения, где он находился с 2013 года.
В настоящий момент команда «Дома печати» собирается судиться с ООО «Татлинъ», у которого арендовала помещение. При этом арендодатель даже не является собственником площадки: «Татлинъ» арендовал здание у государства и передавал помещения в субаренду кафе, ресторанам и театрам. Владельцы «Дома печати» отмечают, что их заведение относится к наиболее пострадавшим от коронавируса отраслям и имеет право на отсрочку оплаты аренды. В свою очередь, гендиректор «Татлинъ» утверждает, что компания сама не получила отсрочки по оплате аренды государству, и поэтому не может предоставить ее субарендаторам.
Насколько законно опечатывание клубов и что по закону вправе требовать у арендодателей независимые площадки в условиях пандемии, рассказывает Наталья Никольская, председатель Московской коллегии адвокатов «Арбат».

Наталья Никольская

адвокат, специализируется на спорах с недвижимостью, корпоративных конфликтах и хозяйственной деятельности организаций 

— Карантин не отменяет обязанность генерального директора отвечать на письма и исполнять Гражданский кодекс РФ и действующие договоры аренды.
Опечатывание помещений баров и недопуск в эти помещения арендаторов незаконно. Это злостное нарушение договоров аренды. В помещениях наверняка оставались продукты, которые могли испортиться, дорогостоящая техника, электроприборы, работоспособность которых должен и имеет право проверять арендатор в любое время в течение срока действия договора.
В течение срока действия договора арендатор вправе распоряжаться своим имуществом и помещением любым способом, который не запрещен на время карантина.
Так, многие кафе и рестораны работали на доставку, из помещений можно было вывезти любое имущество и, например, продать его для минимизации убытков.
Тот факт, что генеральный директор арендодателя не мог ответить на письма арендаторов из-за карантина, будет оцениваться судом как недобросовестное поведение арендодателя. В связи с чем на арендодателя можно возложить не просто отсрочку арендной платы, но и взыскать прямые убытки с такого арендодателя.
Письма арендодателю должны были содержать требование о нечинении препятствий пользования помещением. Карантин тут ни при чем. Теперь нужно заново отправить претензию о нечинении препятствий в пользовании помещением.
Нужно со свидетелями зафиксировать отказ в допуске в помещения. И обращаться за взысканием убытков в суд.
Антон Дьяконовспециально для «Новой»