СюжетыКультура

Не впустили на арендные каникулы

В Екатеринбурге под угрозой закрытия оказалась крупная культурно-просветительская площадка — «Дом Печати»

18 марта правительство России из-за пандемии коронавируса запретило проведение в стране массовых мероприятий: концертов, выставок, лекций. Клубам, образовательным учреждениям, фондам, которые арендуют помещения, пообещали помощь в виде так называемых арендных каникул — отсрочки по оплате аренды. Однако со временем выяснилось, что получить эту отсрочку могут не все. «Новая газета» рассказывает историю культового екатеринбургского клуба «Дом Печати», который из-за казуса в формулировке постановления правительства очутился на грани закрытия. В таком положении в России могли оказаться тысячи предприятий.
Концертная площадка «Дом печати». Фото предоставлено администрацией клуба
Концертная площадка «Дом печати». Фото предоставлено администрацией клуба

Становление и разорение

Екатеринбург наряду с Москвой и Питером известен своей рок-сценой: с Урала вышли «Чайф», «Агата Кристи», «Наутилус Помпилиус», «Смысловые галлюцинации». Вот только в отличие от столиц, в Екатеринбурге всегда были проблемы с площадками для рок-концертов. Особенно с малыми, на 200–300 человек.

В 90-е годы концерты приходилось устраивать в старых ДК. Затем появился рок-клуб «Сфинкс», который в народе прозвали «Свинарь» из-за ужасного антуража и антисанитарии. В нулевых ему на смену пришел «Фауст» — чуть получше. И только в 2010-х годах наконец стали появляться клубы достойного уровня, куда не стыдно было пригласить и зарубежных артистов.

«Дом Печати», открывшийся в 2013 году, — бесспорно, из таких.

Клуб получил свое название из-за локации — его обустроили в бывшей типографии «Уральский рабочий». За прошедшие годы здесь успели выступить музыканты совершенно разных направлений: от группы «Браво» до Noize MC, от Lumen до Фреда Дёрста (Limp Bizkit). И это уже не говоря о фортепианных вечерах с репертуаром Рахманинова.

На площадке проходили и научные лекции (Science Slam), и кинофестивали, и празднования Нового года для подопечных Фонда Ройзмана — детей с редкими и генетическими заболеваниями.

Но в привычную жизнь вторглась пандемия: массовые мероприятия запретили. Государство решило помочь арендаторам и заявило о введении отсрочек на оплату аренды. Однако вскоре выяснилось: получить арендные каникулы легко только на бумаге.

«Дом Печати» получить их не смог.

«Когда 18 марта вышел запрет на мероприятия, наш директор Олег Кумыш позвонил директору ООО «Татлинъ» [компании, у которой предприятие арендует помещение] Станиславу Цвеленьеву и спросил, как будем выходить из ситуации, — вспоминает продюсер «Дома Печати» Семен Гальперин. — Тот сказал, что пока нет запрета от Роспотребнадзора, разговаривать не о чем. Через несколько дней пришла бумага от Роспотребнадзора. В середине апреля мы решили снять пост круглосуточной охраны, чтобы не платить еще и за нее. Для этого надо было вывезти световое и звуковое оборудование.

Но нам этого не дали сделать под каким-то идиотским предлогом типа «а вдруг оно у вас украденное».

И потом пришла претензия от «Татлинъ», что мы должны оплатить аренду за апрель, хотя уже было принято законодательство об отсрочке».

«Каникулы» не для всех

Здание, в котором находится «Дом Печати», является федеральным имуществом под управлением Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК). Это подразделение Минкульта. АУИПИК сдает помещения в здании через посредника — «Татлинъ». У этой компании «Дом Печати» и арендовал 867 «квадратов» в 2013 году.

На первых порах, вспоминает Семен Гальперин, деньги пришлось вкладывать в ремонт — на лофт с винтажными элементами ушло более 10 млн рублей. По документам, клуб ремонтировала сама компания «Татлинъ». Однако Гальперин утверждает, что на деле вкладывались другие организации.

Изображение
Концертная площадка «Дом печати» до и после ремонта. Фото предоставлено администрацией клуба
Концертная площадка «Дом печати» до и после ремонта. Фото предоставлено администрацией клуба

«Это связано с тем, что по закону вести ремонтные работы внутри памятников архитектуры могут не все компании», — объясняет он.

За семь лет работы «Дом Печати» стал брендом, известным далеко за пределами Екатеринбурга. А в период пандемии при обещанной поддержке государства — вдруг оказался на грани исчезновения. Почему?

Как выяснилось, сама компания «Татлинъ» тоже не получила от государства никакой помощи.

«Правительство учредило арендные каникулы для арендаторов федеральной собственности из наиболее пострадавших отраслей.

Правда, пока это распространяется только на арендаторов Росимущества, АУИПИК сюда почему-то не входит», — объясняет Сергей Гальперин.

Более того, арендный бизнес, которым занимается «Татлинъ», не входит в список наиболее пострадавших отраслей, и для него поблажки в виде каникул тем более не предусмотрено.

Попросту говоря, правительством заявлены арендные каникулы для наиболее пострадавших отраслей: ресторанов, кафе, театров, образовательных центров. Но если между ними и государством есть посредник (такой как «Татлинъ»), то про обещанную помощь можно забыть.

Случай не единичный

Как расценивают сложившуюся ситуацию представители самой компании «Татлинъ», «Новой газете» узнать не удалось. Генеральный директор компании Станислав Цвеленьев через своего секретаря сообщил, что комментировать происходящее не готов.

Председатель комитета по коммерческой недвижимости Уральской палаты недвижимости (УПН) Валерия Козлова отмечает, что кейс «Дома Печати» — не единичный.

«Постановлением правительства было рекомендовано освободить от арендной платы предприятия, оказавшиеся наиболее пострадавшими. Государственным и муниципальным собственникам было рекомендовано предоставить не арендные каникулы, а отсрочку по оплате.

И как раз после выхода этого постановления стали происходить конфликты между арендаторами и арендодателями.

Мы сейчас видим большое количество обращений от арендаторов, которые просят подобрать им новые помещения именно потому, что они не могут договориться с собственниками. Так что ситуация с «Домом Печати» — это капля в море», — говорит Валерия.

Юристы «Дома Печати» подготовили письмо в Минэкономразвития, в котором попросили устранить имеющийся в распоряжении № 670-р правительства РФ казус, согласно которому «только Росимущество (не АУИПИК и не другие государственные арендодатели) и только пострадавшим арендаторам (без указания на субарендаторов!) обязано в течение семи дней с даты их обращения предоставить освобождение от уплаты арендных платежей за апрель-июнь 2020 года».

«Надо проплатить коммуналку, чтоб из жизни не вычеркнули»

Монологи предпринимателей: как в сегодняшней России выживает малый и средний бизнес

Если реакция Минэкономразвития окажется положительной, это спасет не только «Дом Печати», но и сотни, если не тысячи других компаний. Ну а пока реакции нет, клуб пытается спасти ситуацию через заступничество уральских музыкантов.

«С некоторых пор эта площадка стала центральной в нашем городе. На ней проходит огромное количество культурных, очень важных, значительных мероприятий не только для нашего города, но и для области. Я бы даже сказал — и страны. Я, например, встречался на этой площадке, когда был послом чемпионата мира по футболу, с замечательным вратарем Шмейхелем. Мы вместе с ним пели песни, и эта площадка как нельзя лучше подходила для этой встречи. Я хотел бы, чтобы наши власти внимательно прочитали это письмо [в адрес Минэкономразвития] и по возможности помогли этой площадке, чтобы сохранить ее для культуры нашего города», — высказался в поддержку клуба экс-лидер рок-группы «Урфин Джюс» Александр Пантыкин.

«Новая» будет следить за развитием ситуации.

Евгений Сеньшин, специально для «Новой»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow