Марсель Салихов , Руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов
Правительство по поручению президента Владимира Путина подготовило «общенациональный план действий», который должен восстановить экономику и доходы граждан после коронавирусной рецессии. Его выход переносился несколько раз, а к его подготовке было приковано широкое общественное внимание.
2 июня правительственный проект плана, спустя месяц после начала разработки, был наконец-то представлен общественности. Объявленная стоимость мер для бюджета, по словам премьер-министра Михаила Мишустина, составляет около 5 трлн рублей, а количество отдельных мероприятий превышает 500.
Планируется, что выход из кризиса будет происходить по четкому графику. К сентябрю российская экономика адаптируется к экономическому шоку.
Стадия восстановления займет следующие девять месяцев, а с июля 2021-го начнется стадия активного роста. Все мероприятия представлены в виде плана-графика с выделением сроков начала и окончания, ответственного органа государственной власти и его стоимости для бюджета. Казалось бы, ничего не осталось незамеченным и неохваченным.
Однако при изучении полного текста плана несколько аспектов обращают на себя внимание.
Во-первых, это заниженные ожидания для поставленных задач. Основные индикаторы выполнения плана включают в себя устойчивый рост реальных доходов населения и рост ВВП не менее чем на 2,5% — все это на конец 2021 года. Однако макроэкономическая динамика следующего года будет в значительной степени определяться глубиной падения в этом году.
В каком-то смысле, чем сильнее сократится ВВП в этом году, тем легче в следующем году обеспечить рост на 2,5%. Текущие прогнозы ЦБ и Министерства экономического развития исходят из того, что снижение ВВП составит 5% в этом году. Таким образом, даже при росте на 2,5% в последующие годы российская экономика вернется на уровень 2019 года лишь к 2022 году.
Аналогичным образом рост реальной заработной платы на 2,5% или рост розницы на 3% в следующем году будут определяться степенью текущего провала, а не планами правительства. В апреле 2020 года розница сократилась на 23,4% по сравнению с апрелем прошлого года. Разумеется, ограничения на работы непродовольственных магазинов в значительной степени повлияли на эти результаты. Однако в условиях роста безработицы и сокращения реальных доходов многие граждане будут вынуждены экономить на товарах не первой необходимости. Восстановление потребления может занять достаточно длительное время, и рост на 3% с низкой базы, скорее всего, произойдет сам по себе.
План изначально не предусматривает, что сможет существенным образом повлиять на макроэкономическую динамику. Дополнительные социальные выплаты помогут поддержать реальные доходы населения, однако каких-либо количественных ориентиров по этому показателю план не содержит.
Во-вторых, по большей части план представляет собой некоторую смесь предыдущих антикризисных программ, трансформировавшихся приоритетных национальных проектов, а также различных реформ и идей, которые разрабатывались в последние годы.
К примеру, в план включены механизмы соглашений о защите и поощрений капиталовложений (СЗПК), которые разрабатываются с 2018 года. Инфраструктурные проекты общей стоимостью свыше 2 трлн рублей, одобренные и согласованные ранее, также стали его частью. Мероприятия по «ускоренной цифровизации» и развитию электронных государственных услуг в значительной степени перекочевали из приоритетного национального проекта «Цифровая экономика».
Из-за этого смешения всевозможных старых и новых инициатив достаточно сложно сказать, какие дополнительные новые деньги правительство планирует представить экономике. По всей видимости, речь идет об относительно небольших в масштабах экономики суммах. В течение апреля–мая уже были последовательно подготовлены три антикризисных плана действий. Их общая стоимость составляет 3,2 трлн рублей (2,9% ВВП).
Объем антикризисной господдержки в России оказался относительно небольшим.
По объему господдержки как доли от ВВП Россия несколько раз уступает не только развитым странам, но и объему помощи в России в период кризиса 2008–2009 гг. План восстановления не повлияет на эту картину существенным образом.
Новый план практически не включает новых крупных инициатив по поддержке доходов или малого и среднего бизнеса. Власти также окончательно решили отказаться от безусловных прямых выплат населению.
Наиболее дорогостоящей мерой социальной поддержки станет единовременная выплата в размере 10 тыс. рублей на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет (192 млрд рублей) и ежемесячные выплаты нуждающимся семьям с детьми в возрасте от 3 до 7 лет (105 млрд рублей). В общей сложности на социальную поддержку или поддержку занятости за два года правительство планирует потратить 760 млрд рублей, из которых 442 млрд рублей придется на 2020 год.
К новым инициативам можно отнести создание «социального казначейства», которое должно унифицировать механизмы представления социальной поддержки, отдельные косметические изменения в трудовом законодательстве, либерализацию корпоративного законодательства, а также сохранение ограничений на проверки малого и среднего бизнеса, а также некоторые другие меры.
С другой стороны, поддержка региональных бюджетов выглядит недостаточной. В прошлом году регионы получили 2,6 трлн межбюджетных трансфертов из федерального. Текущая дополнительная поддержка в размере 200 млрд рублей составляет менее 10% от этой суммы, при том что регионы могут потерять до 30% доходов бюджета в этом году. Совокупный дефицит бюджетов в российских регионах находится на уровне 6–9% от их собственных доходов. Региональные бюджеты могут столкнуться с серьезнейшими финансовыми проблемами в этом году без дополнительной поддержки со стороны центра и без появления новых источников доходов.
Свод всевозможных мер и инициатив в рамках единого документа с обозначением сроков и ответственных исполнителей является разумным технократическим подходом. Ослабление бюджетной дисциплины и увеличение государственных расходов необходимо в условиях экономического спада и рецессии. Фокус на развитие цифровых технологий в государственном секторе, а также готовность властей ограничить и пытаться снизить административную нагрузку на бизнес можно только приветствовать.
Однако текущий правительственный план — это ни в коей мере не план экономического прорыва или смены парадигмы экономической политики последних лет. Речь не идет о НЭП или «Новом курсе» — это продолжение той же самой политики, которая не отличалась особыми экономическими результатами. Сложно поверить, что сейчас итог будет иным.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»