Утром в пятницу, 27 марта, как обычно, вышел на прогулку с собакой, но в парк «Сокольники» мы с Чарли не попали. Вход оказался не только заварен, но еще и укреплен железобетонной плитой. Администрация парка досрочно выполнила распоряжение мэра Москвы, по решению которого доступ в ряд московских парков должны были закрыть лишь в субботу.
Закрытие «для посещения граждан» московских парков — это один из признаков введения режима, предусмотренного федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении», но не единственный.
Статья 11 закона «О ЧП» предусматривает:
- установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства.
Этот пункт де-факто уже начал действовать. О чем говорит не только запрет на посещение парков, но и, к примеру, отмена регулярных и чартерных авиасообщений с другими странами (за исключением авиарейсов, которыми эвакуируют россиян, застрявших вдали от родины).
- усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта.
Пункт тоже де-факто уже начал действовать. Вон даже росгвардейцев отправили на улицы Москвы, чтобы те рекомендовали встреченным людям старше 65 лет оставаться дома. Нахождение личного состава в Москве в Росгвардии объяснили «плановой дислокацией».
- установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств.
Тоже есть. Закрыты кафе, рестораны, кинотеатры, парикмахерские, торговые центры.
- запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий
Этот пункт режима ЧП начал действовать первым — еще до того, как в Москве были выявлены первые заразившиеся коронавирусом.
Что еще не ввели в Москве из предусмотренного законом о ЧП?
- Не ввели комендантский час. Но он и не предусмотрен законом при эпидемиях. По закону о ЧП комендантский час вместе с приостановкой деятельности партий и закрытием СМИ можно вводить в случаях попытки государственного переворота, военного мятежа или массовых беспорядков. В случае эпидемий возможно лишь введение карантина. Причем круглосуточного.
- Не установили особый порядок продажи и распределения «продовольствия и предметов первой необходимости».
- Не эвакуируют материальные и культурные ценности. Но в этом и нет необходимости. Картинам Третьяковки коронавирус не опасен.
- Не приостановили полномочия органов исполнительной власти. Но это федеральной власти и не нужно. Тогда придется взять на себя всю полноту ответственности за возможный негативный сценарий развития ситуации с распространением коронавируса.
Думаю, что именно поэтому президент и не подписывает указ о чрезвычайном положении, хотя все признаки ЧП уже есть.
Не менее важно, что закон о ЧП предусматривает введение чрезвычайного положения в отдельных городах и регионах России на срок не более 60 суток. А по всей стране — и того меньше, всего на 30 суток.
А на сколько растянется борьба с коронавирусом и его последствиями, похоже, еще никто не знает. Может, режим ЧП придется продлевать и продлевать. Закон это допускает.
Ну и, пожалуй, самое главное. Третий пункт закона о ЧП устанавливает, что основанием для введения режима ЧП может быть эпидемия, которая может повлечь человеческие жертвы и нанесение ущерба здоровью людей. Признать эпидемию мы пока еще, видимо, не можем. Но специальную больницу для заразившихся уже строим.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»