«Мне нечего добавить к моему посту в фейсбуке, все до буквы изложил», — сказал Андрей Макаревич на просьбу «Новой» прояснить ситуацию.
Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»
из фейсбука андрея макаревича
«Столько воплей по поводу этой истории, что вот вам она из первых рук. Наш товарищ режиссер Андрей Комаров придумал к нашему 50-летию красивую затею — фильм, состоящий из 10–15 новелл, каждая на основе какой-то нашей песни, каждая сделана отдельным режиссером. Не набор клипов, а маленькие фильмы. И многие прекрасные режиссеры согласились.
Проект поддержали в управлении президента по общественным проектам (вот документ), Мединский (на словах) сообщил, что он не против. Закончилось все действительно на Любимовой (она заведовала кино в Минкульте).
Была ли произнесена сакральная фраза про врагов — не знаю, не присутствовал, но если была (а присутствовавшие утверждают, что была), то будущий министр записал во враги не только «Машину времени» (мы-то ладно, можно подумать, нам Минкульт вообще когда-то деньги давал), но и ведущих российских кинорежиссеров — Лунгина, Тодоровского, Митту, Сегала и далее по списку. Неудобно вышло…»
Истории год. 12 февраля 2019-го Сергей Новиков, начальник управления по общественным проектам администрации президента РФ, послал министру культуры РФ, теперь уже бывшему, письмо. С просьбой поддержать идею. «Считаем, что появление такого проекта способствовало бы художественному осмыслению творческой деятельности легендарной отечественной музыкальной группы и могло бы стать одним из ярких событий празднования в 2019 году ее 50-летия. Просим рассмотреть возможность оказания поддержки данному проекту».
По словам Макаревича, Мединский, прочитав письмо, посулил ему всемерную поддержку: «Слово администрации президента для нас закон». А потом на совещании в департаменте кинематографии проект зарубили.
Уверен ли Макаревич, что инициатива исходила от нынешнего министра культуры Ольги Любимовой?
— Нет, не уверен. Мне так сказали.
— А кто сказал?
— Не могу назвать фамилии… Но странность этого дела в том, что вряд ли сама Любимова могла взять такое решение на себя.
Мы обратились к новому руководителю пресс-службы Министерства культуры Анне Усачевой за комментарием. «Вранье!» — отозвалась Усачева уверенно. И через два часа прислала в отдел культуры официальный ответ.
комментарий пресс-службы министерства культуры
«Кинокомпания ООО «Star Media» не подавала в ведомство заявку на получение субсидии, соответственно не участвовала в наших традиционных питчингах. Отметим, что распределение субсидий на производство национальных фильмов осуществляется Министерством в установленном законодательством порядке в рамках конкурсного отбора организаций кинематографии, претендующих на соответствующую государственную поддержку (основание — приказ Минкультуры России от 10.03.2016 № 522).
Также информируем, что в 2019 году Минкультуры России направило продюсеру кинокомпании ООО «Star media»« Андрею Комарову письмо, где сообщалось о готовности рассмотреть вопрос финансирования фильма в случае его представления кинокомпанией на очередной конкурс по реализации проектов национальных фильмов в апреле–мае 2019 года. Однако компания так и не подала заявку на получение субсидии».
История действительно выглядит странной и, что называется, с открытым финалом. Но сейчас она стала громкой, потому что общество, оскорбленное электронными следами в прошлом нового министра, пытается разгадать, чего от нее ждать в будущем.
Сейчас, когда Владимира Мединского с его установкой выжимать из культуры как можно больше денег проводили в советники первого лица, лишь обострились жгучие и по-прежнему открытые вопросы: ведет или нет Министерство культуры «охоту на ведьм»; превращаются ли скрытые связи чиновников в политический выбор кандидатов на финансовую поддержку государства; а главное — кто в российской культуре формирует и будет формировать идеологическую повестку.
Пока новому министру припоминают идейные ошибки десятилетней давности (такое прошлое в кино выглядело бы дешевой фальшивкой, но это жизнь), пока намечают пугающие векторы еще не прожитой биографии, возьмем паузу.