Комментарий · Политика

«Без паники! Мы вместе!»

Как траур и общая боль перешли в протесты на улицах. Рассказывает житель Тегерана

Фото: Reuters
«Новая» рассказывает том, как катастрофа с украинским «Боингом» отозвалась в умах иранцев. Мы связались с молодой небогатой семьей коренных тегеранцев. Это филолог Фирузали и Дарья, специалист по теории театра, режиссер. Выходцы из среднего класса, поездили по миру, как многие их сверстники, но об эмиграции не думают. Живут в квартире родителей на окраине столицы.
Несколько суток Фирузали и Дарья переживают тяжелый стресс, как и многие их близкие знакомые. Многие пассажиры украинского «Боинга» принадлежали к академической и культурной среде. Рассказывает Фирузали.
— Утром понедельника я проснулся и решил проверить новости в Инстаграме. Сразу увидел сообщения о падении самолёта в Иране. Сначала была надежда, что, возможно, это просто технические неполадки, возможно, люди спасены. Но вскоре стало понятно, что в живых не осталось никого!
Это было сильным шоком, я просто не хотел в это верить. Может быть, я ещё не проснулся? Позвонил близкому другу, чтобы поговорить об этом, а он плакал в трубку и не мог остановиться. На вопрос, почему он так плачет, друг ответил, что двое его самых близких друзей, семейная пара, были в этом самолёте! Больше он не мог говорить и повесил трубку.
Через час мы снова созвонились. Я узнал, что погибшие ребята — молодожены, поженились всего неделю назад. Друг мой был приглашён на свадьбу, а прийти не смог. Через час он прислал мне свадебное фото и когда я увидел их, мне тоже хотелось плакать…
К вечеру друг рассказал, как посетил дом погибшего жениха. Мать была в таком стрессе, что не могла говорить, она непрерывно смотрела на свадебную фотографию сына. Все цветы, оставшиеся после празднования свадьбы, она положила на пол под фото и просто сидела, глядя на них...
Им было около 25-ти лет, они закончили лучший университет Ирана, Шариф. Последние два года продолжали обучение в Канаде. В Иран они прилетели на две недели, чтобы расписаться и отпраздновать свадьбу с родными и близкими.
На следующий день в разговоре с другим товарищем я узнал, что подруга его девушки тоже была в этом самолёте. Вчера я узнал, что
в семье подруги моей жены (она родом из Канады, а её муж иранец) погибло 6 человек. Они все были пассажирами этого самолёта.
В первый день после того, как самолёт разбился, все полагали, что это просто авиакатастрофа и такое изредка случается по всему миру. Но в то же время никто не мог поверить до конца, оставались сомнения: как получилось, что вскоре после взлёта самолёт разбился без всякой причины? И вдруг в СМИ стали говорить, что всему виной Иран и иранцы сами взорвали самолёт! Я просто не мог поверить — как это возможно? И вот, сегодня иранское правительство созналось, назвало это ошибкой военных! Просто ошибка и все!?
Акция в Тегеране памяти погибших на борту украинского «Боинга». Фото: Reuters
О протестах на улицах, которые начались после катастрофы и официального признания вины в ней Ирана:
— Изначально желание студентов собраться не было продиктовано желанием устроить именно организованный протест. Мой друг позвал меня присоединиться к этой встрече, и это не обозначалось в приглашениях как протестный митинг. Все происходило обычным образом.
Студенты собрались вместе, чтобы выразить свои чувства, принести цветы, зажечь свечи в память о своих друзьях и однокурсниках. Во время встречи кто-то стал выкрикивать слова боли и протеста, остальные стали поддерживать. После, постепенно они начали скандировать лозунги: «Я не хочу Исламского правительства/исламской власти/Исламской республики». Известный иранский режиссёр Джафар Панахи опубликовал видео в Инстаграме, там видно как полиция разгоняет студентов слезоточивым газом.
Известно, что студенты стали призывать к новой встрече для выражения массового протеста против Исламской власти — 12 января в 18:00 вечера на площади Азади. В связи с этим в стране замечено ухудшение связи через интернет — так правительство пытается препятствовать организации новых митингов.
Сегодняшние лозунги на протестах:
— Нет Газе, Нет Ливану, Только Иран!
— Наше неадекватное правительство — позорное клеймо нашего народа!
— Эй, лидер! Уходи! Уходи с должности!
— Без паники! Мы вместе!