9 января Виктор Рыжаков, новый художественный руководитель театра «Современник», произнесет «тронную речь» перед актерами.
Он стал третьим художественным руководителем театра после Олега Ефремова и Галины Волчек. Неожиданное преемничество. Трудная роль.
Рыжаков был на нее назначен через день после похорон Галины Волчек. Стремительность решения, надо полагать, вызвана очевидными соображениями: любая труппа, оставшись без лидера, тем более легендарного, руководившего театром почти полвека (48 лет Волчек являлась главным режиссером и 30 лет художественным руководителем), хочет, прежде всего, сохранить стабильность. Как правило, гарант стабильности обнаруживается внутри театра: в «Современнике» директор театра Игорь Попов и ведущий артист труппы Сергей Гармаш уже готовы были принять на себя всю тяжесть отсутствия Галины Борисовны. Но тогда, возможно, «Современник» повторил бы путь, на который встал Ленком после ухода Марка Захарова. Когда главным сделался многолетний директор театра Марк Варшавер и это не только поменяло модель жизни театра — с режиссерской на директорскую — но усугубило все внутренние проблемы. А в «Современнике» — новое назначение и, значит, вероятен новый сюжет с непредсказуемой пока перспективой.
Рыжакову в этом году исполнится шестьдесят. Возраст, в котором при нынешнем культурном руководстве рискуют назначать главными, хотя лидерами, как свидетельствует история театра, становятся раньше. У Рыжакова репутация уравновешенного, спокойного, порядочного. В его персональной истории ученичество у Генриетты Яновской и Камы Гинкаса, собственные ученики-студенты, спектакли на ведущих сценах страны — БДТ, Александринке, МХТ, премии, в том числе «Золотая маска», но Рыжаков еще никогда не руководил репертуарным театром. ЦИМ, Центр имени Мейерхольда, куда его семь лет назад пригласил Валерий Фокин в связи с собственным перемещением в Александринский театр, — лабораторная и отчасти прокатная площадка.
На мой взгляд, режиссерская проблема Рыжакова (может быть, основная) в том, что с большой сценой у него отношения гораздо более сложные, чем с малой. С Константином Райкиным («Маленькие трагедии» в «Сатириконе») и Полиной Агуреевой («Пять вечеров» в мастерской Петра Фоменко) Рыжаков сделал достойные работы. Но ни «Война и мир» в БДТ, ни «Оптимистическая трагедия» в Александринке, ни «Dreamworks» в МХТ событиями не стали. И если посмотреть на все творчество в пространстве больших сцен, трудно выявить его личный почерк, собственную художественную стратегию.
Лучшие спектакли Рыжакова связаны с именем и текстами Ивана Вырыпаева: именно с ним Рыжаков прорывался куда-то, куда театру стоит стремиться.
«Кислород», «Бытие номер один и номер два», «Солнечная линия» — безусловные события камерного сценического пространства. С Вырыпаевым режиссер занимался странностью человеческой природы, метафизикой существования. Здесь он умеет быть напряженным в каждой мизансцене, умеет читать сложный текст и находить ему сценический язык, умеет думать актером. Возможно, именно Вырыпаев станет для нового худрука его современниковским Александром Володиным двадцатых годов двадцать первого века.
В канун первого рабочего дня мы задали Виктору Анатольевичу три вопроса и получили ответы. Вот они.
— Что собираетесь делать, как строить репертуар, чтобы сегодня оправдать название театра?
— Для того, чтобы что-то оправдать — название ли, ожидания ли, доверие ли — нужно начать работать. В конкретном месте с конкретными людьми. С конкретной историей места. С конкретной историей этих людей и, конечно, новыми смыслами времени, которые, возможно, и позволят нам вернуться к великой идее «Современника», перевернувшей когда-то представление о настоящем современном театре. «Современник» был и остается местом силы и притяжения. Так что нужно просто начать работать.
— Что радикально изменится в «Современнике»?
— К сожалению, все радикальные изменения произошли. Не стало великой Галины Волчек — человека, многие годы хранившего знание и историю этого «театрального переворота».
Ушла великая женщина, для многих ставшая олицетворением «театральной оттепели» и просто театрального тепла. Дальше нужно самим!
— Когда-то в репертуаре театра был знаменитый спектакль «Назначение» по пьесе Александра Володина. Назначение на роль худрука — что означает для вас лично?
— Любое назначение — это, прежде всего, ответственность. Как и володинский герой в «Назначении», поставленном и сыгранном Олегом Ефремовым, стал одним из первых шагов молодого театра к огромной коллективной ответственности, к будущему знаменитому «Современнику».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»