Комедийные выпуски вперемежку с хроникой трагедий и политических репрессий — так выглядел Youtube в праздники. Вот популярный блогер Влад А4 пытается выиграть самую большую тарелку оливье, а вот целые виртуальные кладбища с жертвами катастроф и природных катаклизмов. Развлекательный сегмент никуда не делся (а когда еще веселиться, если не в праздники), но драматического и даже трагического контента в медиапространстве стало так много, что он соперничает с веселухой. Не смех сквозь слезы, как у Гоголя, а биполярочка: то поплачем, то посмеемся.
На канале Saintsshow видео с заголовком «500 000 жизней за Новый год» — о недавних пожарах в Австралии. На соседних каналах ролики о недавнем крушении казахстанского лайнера самолета в Казахстане. А ведь все это случилось, пока мы украшали елки и праздновали.
«Компания унылых людей, которые будут обсуждать, как все фигово» — так анонсировала Собчак свое новогоднее шоу. «Похмелье с Собчак» по эмоциональному настрою и правда больше напоминает поминки.
«Многие умирают молодыми и навсегда остаются молодыми. В этом тоже есть плюс», — говорит она Роману Суперу, снявшему фильм о Дэцле, который ушел из жизни в 35 лет.
И это еще одно из самых позитивных ее высказываний. Проблемы феминизма, инвалиды в городской среде — и реклама пельменей между. К Собчак стоит прислушаться, она чутко ловит медийные тренды. И вот еще один: социальные проблемы стали основной развлекательного вещания.
Ну а как встретить Новый год, не подведя итоги прошедшего, а они, мягко говоря, не радостные? Об этом — Алексей Пивоваров в итоговом выпуске «Редакции». За девять месяцев существования проекта он успел рассказать о взрыве под Северодвинском, митингах, крушении SSJ-100, крестовом походе шамана… Но одно дело, когда эти события разнесены во времени, а когда тебе их спрессовали в сорокаминутном выпуске, оливье в горло не лезет и фейерверки не радуют.
Впрочем, за подведением итогов большинство россиян сперва идут на федеральные каналы — послушать Путина. Его новогодняя речь запомнится многим преждевременным поздравлением с 75-летним юбилеем Победы, которое страна планировала отмечать только в мае, а видео на Youtube — заранее отключенными комментариями и дизлайками. В прошлом году их тоже выключали, но чуть позднее, а сейчас — заранее было понятно, как среагируют. Отдельный тост стоит поднять за предусмотрительность федеральных каналов.
Гораздо мощнее выстрелила не речь президента, а пародия на нее в исполнении Никиты Кукушкина, которую показал «Дождь». Миллионы просмотров, и никто счетчик не выключал. Путин Кукушкина признается, что является одним из десятков своих двойников, и заявляет об уходе с поста. А затем передает заключительные указы — о создании парламентской республики и сокращении силовых ведомств.
Почему это сработало и зачем нужно — понятно. А вот с остальным юмористическим контентом сложнее. Взять хотя бы фильм самопровозглашенной королевы интернета Анастасии Ивлеевой «Поездатый новый год 2020». Настя, изображающая маникюрщицу из глубинки, встречает в электричке Галкина, озвучивающего порно, и Kyivstoner`а, снимающего рекламу шаурмы. Колорита добавляет появление в кадре Пугачевой. Задумывалось все это, вероятно, как пародия на Первый канал, а получилась пост-ирония. И это еще мягко сказано.
С музыкой все тоже неоднозначно. В выпуске популярного канала «Дымоход» обсуждают комбинезон Билана и премиальные статуэтки Баскова. Главный музыкальный персонаж новогоднего Рунета — Валерий Сюткин. Минуту назад приплясывал с румяными дамами на новогоднем шоу «Яндекса», клик спустя в программе «#Музыкалити» поясняет, какие песни слушали в его время, а вот блещет улыбкой со сцены на праздничном квартирнике у Маргулиса.
Впрочем, 31-го, когда у всех уже было налито, а у многих и выпито, произошло событие, начисто перекрывшее усилия Сюткина, Билана и Баскова вместе взятых. Немолодой бородатый человек в капюшоне спел то, что думают многие, но в публичном пространстве об этом не очень принято говорить:
«У нас материнская плата, церемониальная дата, чтобы уберечься от НАТО, положите каждому в постель солдата».
«Пошел вон, Вавилон!» Гребенщикова — не только и не столько о политике. Это и о Билане, и о многих других. Вавилон в растафарской мифологии, которую очень уважает БГ, — культура власти и денег, навязанная простым людям.
Он поет об этом давно, с 1980 года: «Я слышу голоса, они поют для меня, хотя вокруг нас Вавилон» — о поиске своих в чужом мире. Спустя двадцать с небольшим лет: «Вавилон играет в футбол твоей головой» — о том, как этот мир нас зомбирует и прессует. И вот теперь: пошел вон, больше нет сил терпеть, уходи!
У Вавилона — чуть больше миллиона просмотров. У новогодних Крида («Love is»») и Бузовой («Мандаринка») десять и восемь. Но это ведь тоже Вавилон, если вдуматься.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»