Новости · Культура

В Москве и Санкт-Петербурге завершился «Артдокфест»

Лариса Малюкова , обозреватель «Новой»
В Москве и Санкт-Петербурге завершился фестиваль документального кино «Артдокфест». Призеры основного конкурса были определены в конце октября в Риге, а в России состоялся показ большей части работ.
Накануне награждали победителей второго по статусу конкурса — «АртдокСеть»-2019, фильмы которого [размещены](http://artdocfest.com/artdokset/index.html?fbclid=IwAR0RDjGDLetOyAi2j08ABt8a1TJtSLOPWjerSw6sLoRYURwZcAHKPLOD43M#url=/ru/selection/artdokset__2019) авторами в свободном доступе.
Лучшим фильмом программы «АртдокСеть»-2019 стала лента «Исход» Николая Наседкина о художнике Феликсе Бухе, который расставляет свои скульптуры из камней на улицах Москвы. В их очертаниях узнаются фигуры людей, куда-то напряжено идущих и одновременно ждущих какого-то откровения. В этом и заключена для автора тема «Исхода».
Специальный приз жюри получила картина «27 секунд памяти» Ивана Качалина о том, как 26 октября, в день годовщины теракта на Дубровке, родственники погибших и бывшие заложники собираются на площади перед местом трагедии.
Профессиональное жюри оценивает конкурс «Ардоксеть» только второй год. До этого победителя выбирали зрители. В этом году зрители отдали пальму первенства картине «В поисках Валентины Абрамовой» Валерия Отставных — истории об одной бесследно исчезнувшей женщине. Социальный триллер о равнодушии, и о том, как из ничего — обрывков информации, слов соседей — автор картины составляет своей героини.
В этот же день объявили победителей Национальной Премии в области документального кино «Лавровая ветвь»-2019. Лучший арт-фильм — «Государственные похороны» Сергея Лозницы о том, как страна прощается с диктатором, и это превращается грандиозный спектакль, обнажающий суть и чудовищную силу воздействия культа личности. Фильм основан на уникальных архивных материалах, снятых в СССР 5 — 9 марта 1953 года, когда вся страна хоронила Иосифа Сталина.
Лучший неигровой телевизионный фильм — «Летсплей» Владимира Головнева. В 2016-ом киберспортивные игры признали в России официальным видом спорта. Фильм Головнева — многомесячное наблюдение за жизнью мировых чемпионов киберспорта. Студенты из Санкт-Петербурга, Ставрополя, Владимира и Казани познакомились в онлайн-шутере Warface. Вместе выиграли чемпионаты России и мира. И вместе меняют отношение к геймингу: для них компьютерные игры — увлекательнейшая профессия.
Лучший неигровой кинофильм — «Хроники ртути» Бена Геза и Александры Кулак о городе-призраке. Новая Идрия — заброшенный шахтерский городок, следствие экологической и экономической катастроф. В этом постапокалипсисе, некогда цветущей, а ныне отравленной калифорнийской долине, живут брат и сестра — Кейт и Кемп. Во время съемок фильма в 2017 году Кейт попала в автокатастрофу. Ее смерть проявляет ту силу жизни, которую Кейт вносила в умирающий город — Новую Идрию. 
Лучшим дебютом назван фильм Юрия Пивоварова «Секретарь по идеологии». Его герой — шестнадцатилетний Иван Комендантов — секретарь по идеологии Сталинградского районного комитета комсомола Москвы. И не важно, что такого района на картине столицы нет. Идеология для юного, верящего в идеалы коммунизма Вани важнее реальности, дороже всего на свете. От всего сердца Ваня готов оказать братскую помощь товарищам с Донбасса, и представителю Китайской компартии.