Помимо урегулирования ситуации в Донбассе, которая стала главной темой встречи нормандской четверки в Париже в понедельник, Владимир Путин и Владимир Зеленский обсудили транзит российского газа через Украину: действующий контракт истекает через три недели, 31 декабря, а нового контракта все нет. Каких-то конкретных итогов по этой теме после встречи озвучено не было: судя по отдельным комментариям, дело сдвинулось с мертвой точки, но разногласия преодолеть не удалось. Сближать позиции теперь предстоит советникам с обеих сторон.
Путин, выступая перед журналистами, на вопрос о транзите газа отделался цитатой детского стишка: «А у нас в квартире газ. А у вас? И у вас будет, а если договоримся, то и на 25% дешевле». Зеленский тоже не высказал никакой конкретики: в ситуации, когда Украина рассчитывает на долгосрочный десятилетний контракт, а Россия хочет краткосрочный — на один год, он предположил, что удастся договориться на компромиссном, промежуточном варианте.
Кроме того, Зеленский рассказал, что Украина предложила свое решение проблемы арбитражных споров. Перед этим на каждой встрече Россия выдвигала два условия для заключения контракта о транзите: Украина возобновит закупки российского газа и простит «Газпрому» 3 миллиарда долларов, положенные ей в качестве компенсации решением Стокгольмского арбитража. На встрече с Путиным Зеленский предложил решить вопрос так: долг за Россией остается, но Украина готова принять его газом, а не деньгами.
Если слова обоих президентов можно трактовать как сдержанный оптимизм, то остальные участники газовых переговоров на следующий день поспешили его охладить.
Так, исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко в комментарии УНН отметил, что «договорились продолжать договариваться». Правда, по его словам, «был конструктивный разговор, где обе стороны изложили свои позиции».
На строительстве газопровода «Северный поток-2». Фото: EPA-EFE
Пресс-секретар Путина Дмитрий Песков во вторник сообщил журналистам, что «пока не приходится говорить о том, что удалось выйти на решение проблемы продления транзитного договора и урегулирования вопроса о претензиях в Стокгольмском арбитраже». При этом он отметил, что «позиции хорошо известны, они последовательные — что касается позиции российской стороны», а руководители газовых компаний и профильных министерств продолжат общаться.
Глава «Газпрома» Алексей Миллер также сообщил журналистам, что переговоры с «Нафтогазом» продолжатся.
Тем временем немецкие ученые из Института по изучению экономики энергетики при Кельнском университете подготовили доклад о том, каковы будут последствия в течение первых трех месяцев после истечения нынешнего контракта при условии, что новый контракт заключен не будет. В 2018 году, говорится в докладе, примерно половина всех поставок российского газа в Европу шла через Украину. Это более 6 миллиардов кубометров в месяц в холодное время года — порядка 20% всего европейского импорта газа. Главный вывод, к которому пришли ученые:
и Евросоюз, как импортер газа, и «Газпром», как поставщик газа, и Украина, как страна-транзитер, пострадают, если нового контракта не будет.
Основные тезисы доклада звучат так:
- Этой зимой страны Евросоюза в любом случае не столкнутся с нехваткой газа. Газохранилища в большинстве стран забиты под завязку — на уровне 95%: во многом, из-за рекордно низкой цены на газ, сохранявшейся на протяжении всего лета, позволявшей европейцам активно импортировать впрок. Некоторые страны — в основном, Северной и Западной Европы, которые закупают газ из разных стран — будут чувствовать себя более защищенно, поскольку у них есть другие поставщики, помимо России. А вот Италия, которая закупает, в основном, у России, к концу марта израсходует порядка 16% своих запасов.
- Если с запасами газа все в порядке, то цена на газ в случае провала переговоров вырастет. Больше всего это отразится на странах Южной и Восточной Европы, которые больше зависят от российского экспорта. Как прогнозируют ученые, разница в цене для Греции составит около 47% по сравнению с прошлым годом, для Болгарии — 24%, для Румынии —18%. Около 10% составит разница для Австрии, Словении и Италии. В целом, за январь-март 2020 года страны Евросоюза потеряют, в случае отсутствия нового контракта, около полутора миллиардов евро из-за разницы в цене по сравнению с прошлым годом, и более двух миллиардов, если зима будет рекордно холодной.
- «Газпром» в этой ситуации потеряет значительную часть рынка: особенно с учетом того, что «Северный поток-2» этой зимой вряд ли заработает, а поставки по газопроводу «Опал» недавно были ограничены до 50% мощностей решением Еврокомиссии.
Немецкие ученые подсчитали, что убытки «Газпрома» составят примерно 3.4 миллиарда евро.
- Кроме того, без украинского транзита «Газпром» вряд ли сумеет выполнить договоренности по объему поставок в некоторые страны — в Италию, Болгарию, Румынию и Грецию. В этом случае российскому монополисту предстоят судебные разбирательства и, с большой долей вероятности, дополнительные штрафы.
- Украина, по подсчетам ученых, потеряет за три месяца около полумиллиарда евро.
- «Эти факты в очередной раз подчеркивают желательность заключения контракта о транзите газа через Украину до истечения срока нынешнего контракта в декабре 2019 года, — пишут авторы доклада. — Более того, либо Россия, либо Украина, либо обе стороны — в зависимости от того, кого сочтут ответственным за прекращение транзита — понесут значительные репутационные потери».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»