Сюжеты · Общество

Забывчивые эксперты и свидетели в масках

10 декабря в Петербурге суд выносит приговор по делу о теракте в метро. Что нужно знать об этом процессе

Максим Леонов , специально для «Новой»
Фото: «Новая газета»
КАРТОЧКА ПРОЦЕССА
Где:Выездная коллегия 2-го Западного окружного военного суда в 1-м Западном окружном военном суде (Санкт-Петербург). Кто:Аброр Азимов, Акрам Азимов, Шохиста Каримова, Содик Ортиков, Мухамадюсуп Эрматов, Ибрагимжон Эрматов, Азамжон Махмудов, Махамадюсуф Мирзаалимов, Дилмурод Муидинов, Сайфилла Хакимов, Бахром Эргашев. Статья: ч. 2 ст. 205.4 (Участие в террористическом сообществе), ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 3 ст. 205 (Покушение на теракт), п. «б» ч. 3 ст. 205 (Теракт, повлекший умышленное причинение смерти людям), ч. 1 ст. 30, п. «б» ч. 3 ст. 205 (Приготовление к теракту), ч. 3 ст. 223.1 по трём эпизодам (Незаконное изготовление и хранение взрывчатых веществ или взрывных устройств организованной группой), ч. 3 ст. 222.1 по пяти эпизодам (Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств организованной группой) УК РФ. Грозит:от 20 лет до пожизненного.
Сегодня, 10 декабря 2019 года, в Петербурге огласили приговор по делу о теракте в метро. Напомним, 3 апреля 2017 года террорист-смертник Акбаржон Джалилов взорвал себя в вагоне во время движения поезда со станции «Сенная площадь» на станцию «Технологический институт». Кроме смертника, погибли 15 человек, 103 получили ранения и психологические травмы.
«Новая» внимательно следила за 8-месячным судебным следствием. Вот его основные вехи:
- О том, что рассматривать данное дело будет 2-ой Западный окружной военный суд (бывший Московский окружной военный суд), стало известно в декабре 2018 года. О решении переноса слушаний из Москвы в Петербург стало известно в феврале 2019 года. Первое заседание суда состоялось 11 марта 2019 года посредством видеоконференцсвязи. Подсудимых не успели привести в Петербург. В зале петербургского суда они появились лишь 2 апреля 2019 года. Несмотря на опасения СМИ, председательствующий в коллегии судей (дело рассматривалось коллегией из трех судей) Андрей Морозов не стал закрывать процесс. Лишь во время опроса сотрудником ФСБ, работавших над этим делом, разрешил им свидетельствовать в масках. Однако видео и фотосъемку запретил. Заявив, что снимать можно будет лишь оглашение приговора.
Заседание по делу о теракте в петербургском метро. Фото: Елена Лукьянова / «Новая в Петербурге»
- На первом же заседании подсудимые пытались привлечь внимание СМИ листами бумаги, приложенными к стеклу клетки для обвиняемых. На бумаге крупными буквами были написаны слова о невиновности. Андрей Морозов потребовал убрать листки, заявив, что у подсудимых будет возможность высказаться во время судебного следствия. - Во второй половине апреля следствием был установлен еще один человек, причастный к теракту: Исломбек Тургунов. Его объявили в розыск 16 апреля 2019 года. А через три дня у суда начались первые проблемы – большинство потерпевших (их в деле 118 человек, а так же ГУП «Петербургский метрополитен») не явились на заседание. Было решено зачитать их показания, данные в процессе предварительного следствия.
- В июне суд приступил к исследованию доказательств обвинения. Посыпались массовые ходатайства от адвокатов, требующих исключить доказательства, полученные с нарушением процессуальных норм. Практически все ходатайства защиты судом игнорировались. - Допросы сотрудников ФСБ и СК РФ ясности не внесли. Допрашиваемые либо в массовом порядке страдали забывчивостью и не помнили детали того, как проходили следственные действия, либо вообще отказывались отвечать на вопросы адвокатов. Наиболее часто звучал ответ: «Никаких подстав не было, все проводилось в рамках закона!»
Эксперты-криминалисты не могли вспомнить, где именно на исследованных ими объектах (граната, пистолет, части взрывного устройства) ими были обнаружены биологические следы подсудимых.
- В сентябре суд начал заслушивать показания подсудимых. Магамадюсуп Эрматов и Аброр Азимов заявили, что их похитили сотрудники ФСБ и несколько дней содержали в секретной тюрьме. Где морили голодом и пытали электрическим током, требуя дать нужные следствию показания. Эрматов несколько раз повторил, что готов пройти проверку полиграфом (детектором лжи), чтобы доказать, что он говорит правду. Суд просьбу проигнорировал. - В середине ноября 2019 года суд объявил судебное следствие оконченным и перешел к прениям сторон. 18 ноября свою речь произнесла гособвинитель Надежда Тихонова. Она заявила, что вина подсудимых полностью доказана и потребовала для них наказания от 20 лет (Шохиста Каримова) до пожизненного лишения свободы.
Шохиста Каримова. Фото: ТАСС
- Адвокаты в своих выступлениях утверждали, что обвинение так и не сумело ничего доказать и требовали оправдать подсудимых. Подсудимые в своих выступлениях утверждали, что их просто «подставили» и просили потерпевших добиваться справедливости. - 28 ноября одна из потерпевших Наталья Кириллова заявила, что лично она верит, в то, что подсудимые причастны к террористической деятельности. Но им (потерпевшим) необходимы четкие факты, которые должны бесспорно доказывать, что именно эти люди виновны и обвинила суд в бездействии по части проверки заявлений подсудимых о похищениях и пытках. - Адвокаты заявили отвод председательствующему в суде Андрею Морозову, обвинив его в пристрастности, давлении на подсудимых и потребовали возобновить судебное следствие. Коллегия ходатайство отклонила. 2 декабря суд объявил прения оконченными.