В Елисейском дворце сегодня — саммит нормандского формата с участием Путина, Зеленского, Макрона и Меркель. Мероприятие не созывали больше трех лет, так что сам факт его проведения «является успехом», — об этом говорят и в Москве, и в Киеве, и в Париже… Но каких еще успехов ждать?
Владимир Зеленский и Владимир Путин. Фото: EPA-EFE
Содержание предварительного варианта коммюнике, которое будет согласовано по итогам саммита было известно еще в начале сентября — рассказал глава МИД Украины Вадим Пристайко.
Тогда же, в сентябре, как надеялся Эмманюэль Макрон, и должен был состояться саммит. Но в итоге, по требованию Кремля, его откладывали — пока Киев не согласился на т.н. «формулу Штайнмайера», предложенную еще в 2016 году тогдашним министром иностранных дел Германии.
Что означает эта «формула», президент Зеленский объяснил 1 октября, после того, как она была согласована Киевом. Формула «предусматривает, что временный закон об особом порядке местного самоуправления в ОРДЛО, известный в обществе как закон об особом статусе Донбасса, начинает действовать на постоянной основе при условии, (…) что там состоятся местные выборы, проведенные согласно Конституции и законодательству Украины», по международным стандартам.
За согласование «формулы Штайнмайера» президент Зеленский пока расплачивается обвинениями в «предательстве национальных интересов» и падением рейтинга.
Накануне саммита политические противники Зе – партии Порошенко, Тимошенко и Вакарчука — созвали в Киеве «вече», на котором выдвинули президенту ультиматум: «никаких компромиссов относительно унитарной державы, никакой федерализации; никаких компромиссов относительно европейского и евроатлантического будущего; никаких выборов на временно оккупированных территориях до (…) выведения российских войск, разоружения незаконных вооруженных формирований и установления контроля над госграницей…»
Тем же вечером активисты украинского «Движения сопротивления капитуляции» поставили палатки перед Офисом президента и собираются дожидаться там итогов парижской встречи.
Но и сам Владимир Зеленский за несколько дней до саммита в интервью зарубежным СМИ в ответ на вопрос, является ли контроль над украинской границей предварительным условием проведения выборов, заявил:
«Это, вероятно, самый деликатный вопрос. То, что записано в минских соглашениях в 2015 году, предполагает, что контроль над границей должен быть возвращен после выборов. Я не согласен с такой последовательностью событий. Это позиция украинцев. И мы здесь останемся твердыми…»
Участники «Движения сопротивления капитуляции» в Киеве ждут итогов парижской встречи. Фото: hromadske.ua
Как Владимиру Зеленскому удастся сохранить твердую позицию по вопросу, при том, что и в Москве — и даже в Париже и Берлине — настаивают: сначала выборы, а затем, «на следующий день», Киеву должны контроль над украино-российской границей?
Ответ стоит искать в том, что по итогам сегодняшней встречи никаких серьезных «политических» подвижек достигнуть не планируется. Речь пойдет, в первую очередь, о «гуманитарных вопросах» и вопросах дальнейшего «разведения сторон».
Об этом следует и из упомянутого выше заявления главы МИД Украины: «Еще 2 сентября (дипломатические) советники лидеров четырех стран утвердили заключительные положения коммюнике, которое будет обнародовано» 9 декабря. И это будет «документ не совсем амбициозный», «очень осторожный», сказал Вадим Пристайко:
- лидеры отмечают уже произошедшее разведение сил и разминирование на трех участках линии соприкосновения (в станице Луганской, в Золотом и Петровском) и предлагают определить следующие точки;
- лидеры отмечают успешный обмен политзаключенными 7 сентября и предлагают провести еще один, «включая идею обмена всех на всех»;
- «лидеры уполномочивают свои переговорные команды продолжить подготовку следующих (инициатив)».
Примерно такую повестку накануне саммита анонсировал и источник в Елисейском дворце, подчеркнув, что в окончательный вариант могут быть внесены дополнения: например, о том, что наблюдатели ОБСЕ должны получить полный контроль над всей территорией и линией соприкосновения.
Кроме того, важным знаком того, что встреча не стала провальной, должно быть анонсирование следующего саммита.
В любом случае, какой-то прогресс будет, «просто так главы государств не стали бы встречаться», подчеркнули в Елисейском.
Помимо прочего, хоть «это и не связано с выполнением минских соглашений», на встрече, вероятно, обсудят газовый вопрос: Владимир Зеленский в том же интервью ино-СМИ заявил, что надеется на подписание 10-летнего российско-украинского соглашения.
Как заверил французский дипломатический источник, на саммите планируется так или иначе «обсудить и перспективу восстановления Донбасса». Российская сторона намерена требовать амнистии для «ополченцев», снятия «экономической блокады» ОРДЛО, возобновления ж/д сообщения с оккупированными территориями…
Президент Украины пообещал предложить «новый формат» «возвращения Крыма»… Российская сторона в очередной раз призовет Киев к «прямым переговорам с ополченцами»…
Официальное расписание саммита не подразумевает двусторонней встречи Путина и Зеленского, но представители всех сторон намекают, что она — вероятна. «Президент Путин и президент Зеленский вполне могли бы встретиться…», — заявили в Елисейском. Позднее российская сторона подтвердила, что встреча состоится.
Расписание саммита
17:05.МСК (15.05 по парижскому времени) Двусторонняя встреча Эмманюэля Макрона и Владимира Зеленского.
Параллельно – встреча Ангелы Меркель и Владимира Путина.
17:35. Встреча Макрона и Путина.
Параллельно — встреча Меркель и Зеленского.
18:05.Совместная рабочая сессия четырех глав государств.
20:45.Совместная пресс-конференция.
Впрочем, в Елисейском дворце заявили, что готовы отдать на переговоры «столько времени, сколько понадобится».
Но даже в случае, если саммит затянется, «прорывов» ждать вряд ли стоит, подчеркивают в Москве. Пресс-секретарь президента РФ Песков в интервью «Дождю» заявил, что по итогам встречи будет принято «необязывающее соглашение». И «предостерег всех» от «завышенных ожиданий».
«Да, 10 декабря война в Донбассе не закончится... Завышенные ожидания от "Нормандии", (…) могут принести послевкусие разочарования», — предупредила и пресс-секретарь украинского президента Юлия Мендель.
В деле выполнения минских соглашений «предстоит долгий путь», заявил источник из окружения Эмманюэля Макрона, подчеркнув, что нужно еще развести «стороны на линии фронта длиной 500 км» и разминировать «эту зону, которая является одной из наиболее заминированных в мире». «Мы также хотим сблизить позиции сторон» по поводу продолжения переговоров, и в частности, «по поводу ухода иностранных комбатантов и нелегальных вооруженных формирований» с Донбасса.
Владимир Зеленский во время рабочего визита в Донецкую область. Фото: EPA-EFE
То есть, согласие официального Парижа с тем, что «сначала выборы, а потом — граница» не означает, что выборы могут быть проведены на условиях Москвы при нынешнем состоянии с безопасностью. «Вы видели интервью президента Зеленского (иностранной) прессе, в котором он также сказал, что нуждается в четких гарантиях перспектив возвращения контроля над границей с Россией», потому что «очевидно, что через эту границу проникают разного рода люди, которые действуют на Донбассе и которые находятся под контролем явно не киевских властей» — подчеркнул источник.
И добавил: помимо политической воли с украинской стороны, «необходимы обязательства со стороны России, чтобы в этом смертоносном конфликте мы могли продвинуться к миру, выполнив минские соглашения».
«Я смотрю последние данные о жертвах конфликта, -- говорит другой французский дипломат: 2017 год: 383 убитых, 1440 раненых… 2018-й: 221 человек убит, 699 ранено. И даже сейчас, когда очередное «прекращение огня» позволило снизить уровень противостояния, все равно есть от 5 до 15 убитых каждый месяц…».
А за пять с лишним лет войны погибло уже более 13 тысяч человек.
Зеленский подчеркивает, что как бы ни закончились переговоры, он ни в коем случае не намерен отвоевывать Донбасс при помощи оружия. «Некоторые в Украине готовы к этому, но какой ценой?». «Если моя позиция не будет устраивать общество, другой лидер займет мое место», — подчеркнул Зеленский.
У президента Украины на нормандских саммитах традиционно самые сложные условия для переговоров.
А Владимир Путин традиционно — «хозяин положения», которому особенно «нечего терять».
И в этом смысле мало что сдвинулось с мертвой точки после 2016 года, когда был предыдущий саммит глав «нормандской четверки» в Берлине…
Правда, с тех пор значительно изменилась позиция Парижа. В последние месяцы Макрон выступает в роли главного западного сторонника «сближения с Москвой».
Но играть эту рискованную роль без отклика со стороны Кремля французский президент не хотел бы. «В контексте плодотворного диалога с Россией мы нуждаемся» в прогрессе по вопросу минских соглашений, «чтобы не потерять достигнутую динамику», — заявил представитель Елисейского дворца.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»