Новости · Общество

Последнее слово Егора Жукова целиком

Дарья Козлова , корреспондент «Новой»
есть продолжение<br> &nbsp;
[«Мне выпал шанс пройти испытание во имя близких мне ценностей». Обвинение запросило четыре года колонии для Егора Жукова: репортаж из суда](https://novayagazeta.ru/articles/2019/12/05/82999-zhukov)
Фигурант «московского дела», студент Высшей школы экономики 21-летний Егор Жуков выступил с последним словом, сообщает корреспондент «Новой газеты» из зала суда.
В ходе судебного заседания прокурор [потребовал](https://novayagazeta.ru/news/2019/12/04/157416-prokuror-potreboval-chetyre-goda-kolonii-dlya-figuranta-moskovskogo-dela-egora-zhukova) для него четыре года колонии общего режима. Жукова подозревают в призывах к свержению строя, которые обнаружила лингвистическая экспертиза в его роликах на YouTube. Обвинение считает вину молодого человека полностью доказанной. Сам Жуков ее отрицает. 
**«Новая газета» приводит текст последнего слова Егора Жукова целиком.**
«Мы обсуждали конкретные фразы, нюансы формулировок, варианты толкований. Надеюсь, мы смогли доказать уважаемому суду, что я не являюсь экстремистом. Как и с точки зрения лингвистики, так и с точки зрения здравого смысла. Сейчас я хочу затронуть вещь более фундаментальную, чем смысл слов. Я хочу рассказать про мотивы своей деятельности, благо&nbsp;эксперты&nbsp;про них рассказали. Мотивы подлинные и глубинные, те, что заставляют заниматься меня политикой. Мотивы, преследуя которые, я, в том числе, и записывал видео. Вот с чего я хочу начать. Российское государство сегодня позиционирует себя как последний защитник традиционных ценностей. Как нам говорят, много внимания уделяется институту семьи и патриотизму. Ключевой ценностью называют христианскую веру. Ваша честь, мне кажется, что это даже хорошо, потому что некоторые мне поистине близки. Во-первых, это ответственность. В основе христианства лежит история человека, который решился взвалить себе на плечи страдания всего мира. Он взял на себя ответственность, и, по сути, это центральная идея всего христианского мира. Во-вторых — любовь. Возлюби ближнего своего, как самого себя. Это главная фраза христианства. Сострадание, взаимопомощь и забота. Общество, построенное на такой любви — есть общество сильное. Пожалуй, наиболее сильное из всех в принципе возможных. Чтобы понять мотивы моей деятельности, достаточно взглянуть на то, как нынешнее российское государство их защищает. Перед разговором об ответственности, сперва нужно ответить на вопрос, что из себя представляет этика ответственного человека. Какие слова он произносит себе в течение&nbsp;жизни. Мне кажется, такие. Помни, весь твой путь будет наполнен трудностями, подчас невыносимыми. Все твои близкие умрут, все твои планы нарушатся. Тебя будут обманывать и бросать, и ты никогда не убежишь от смерти. Жизнь — это страдание. Смирись с этим, но смирившись с этим, все равно взвали свой крест на плечи и следуй за своей мечтой, потому что иначе все станет&nbsp;только хуже. Стань примером, стань тем, на кого можно положиться, не подчиняйся деспотам, борись за свободу тела и духа&nbsp;и строй страну, в которой твои дети смогут стать счастливыми. Разве такому нас учат? Разве такую этику усваивают сегодня дети в школах? Разве таких героев мы чествуем? Нет. Существующая в стране обстановка уничтожает любые возможности&nbsp;для процветания. 10% наиболее обеспеченных россиян сосредоточили большую часть состояния страны. Среди них, конечно, есть и достойные граждане, но основная часть этого благосостояния получена нечестным, коррупционным путем. Наше общество разделено на два уровня непроницаемым барьером. Все деньги сконцентрированы сверху и их оттуда никто не отдаст. Снизу же осталась лишь безысходность. Понимая, что рассчитывать им не на что, что как бы они ни&nbsp;старались,&nbsp;ни себе ни своей семье они принести счастье не могут, русские мужчины либо вымещают злость на своих женах, либо спиваются, либо вешаются. Россия — первая страна в мире по количеству мужских самоубийств на 100 тысяч человек. В результате, треть всех семей в России — это матери одиночки с детьми. Это они так, мне хочется спросить, традиционный институт семьи защищают? Мирон Федоров, не раз приходивший на мои заседания, верно как-то раз заметил, что у нас в стране алкоголь дешевле, чем учебник. Государство создает все условия, чтобы между ответственностью и безответственностью, русский человек выбирал второе. А теперь про любовь. Любовь невозможна без доверия, а настоящее доверие зарождается во время совместной деятельности. Но совместная деятельность&nbsp;—&nbsp;это редкое явление в стране, в которой не развита ответственность. А во-вторых, если совместная деятельность&nbsp;где-то проявляется, она сразу же начинает восприниматься охранителями как угроза. И неважно, чем ты занимаешься. Охраняешь ли ты природу, выступаешь за права человека, помогаешь ли заключенным. Рано или поздно тебя настигнет статус иностранного агента, либо тебя просто так закроют. Государство ясно дает понять: «ребята, разбредайтесь по своим норкам». Собираться больше двух на улице? Нельзя, посадим за митинг. Работать вместе по социальной повестке нельзя, дадим статус иностранного агента. Откуда в такой среде взяться доверию и,&nbsp;в итоге, любви? Не романтической, а гуманистической любви человека к человеку. Единственная, социальная политика, которую последовательно проводит российское государство —&nbsp;это разобщение.&nbsp;Государство расчеловечивает нас в глазах друг друга, и в его глазах&nbsp;мы давно расчеловечены.&nbsp; Как иначе объяснить такое варварское отношение к людям с его стороны? Отношение, которое каждый день&nbsp;подчеркивается избиением дубинками, пытками в колониях, игнорированием ВИЧ, закрытием школ и больниц. Давайте взглянем на себя в зеркало. Кем мы стали, позволив сотворить с собой такое? Мы стали нацией, разучившейся брать на себя ответственность. Мы стали нацией, разучившейся любить. Более 200 лет назад Александр Радищев, проезжая между Петербургом и Москвой, писал: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человеческими уязвлена стала. Обратил я взоры мои во внутренность мою — и узрел, что бедствия человека происходят от человека». Где сегодня люди, чья душа также остро болит за происходящее в стране? Их в России почти не осталось. А все дело в том, что на проверку оказывается, что единственный традиционный институт, который чтит и защищает нынешнее российское государство — самодержавие, которое может уничтожить жизнь любого, кто искренне хочет добра своей Родине. Кто не стесняется любить и брать на себя ответственность.&nbsp; В результате, гражданам нашей многострадальной страны&nbsp;пришлось выучить, что инициатива наказуема, что начальство здесь право только потому, что оно&nbsp;—&nbsp;начальство, что счастье&nbsp;здесь может быть и возможно, но не для них.&nbsp; Выучив это, они начали постепенно исчезать. По статистике Росстата, Россия постепенно исчезает с средней скоростью минус 400 тысяч человек в год. За статистикой не видно людей. Это люди, которые спиваются от бессилия, которые замерзают в непрогретых больницах, это убитые кем-то, это убитые самими собой люди. Люди, такие же, как мы с вами.&nbsp; Я думаю, что мотивы моей деятельности стали ясны. Я действительно желаю видеть в своих гражданах два этих качества. Ответственность за себя, за тех, кто рядом, за всю страну.&nbsp;Любовь к слабому, к ближнему, к человечеству. Это желание —&nbsp;еще одна причина, почему я не мог призывать к насилию. Насилие развязывает руки, ведет к безнаказанности. Насилие ведет к безответственности. Ровно так же насилие не ведет к любви. Я надеюсь, что мое желание исполнится. Я смотрю вперед за горизонт годов, на Россию, наполненную ответственными и любящими людьми. Это будет по-настоящему счастливое место. Пусть каждый представит себе такую Россию, и пусть этот образ руководит вами в вашей деятельности, так же, как он руководит мной.&nbsp; Если сегодня суд все же примет&nbsp;решение, что эти слова сейчас произносит действительно опасный преступник, ближайшие годы мои будут наполнены лишениями и невзгодами. Но я смотрю на ребят, с которыми меня свело «Московское дело», на Костю Котова, на Самариддина Раджабова&nbsp;и вижу улыбки на их лицах. Леша Миняйло и Даня Конон в минуты нашего недолгого общения в СИЗО&nbsp;никогда не позволяли себе жаловаться на жизнь. Я постараюсь последовать их примеру.&nbsp; Я рад тому, что мне выпал этот шанс&nbsp;пройти испытание&nbsp;во имя близких мне ценностей. В конце концов, ваша честь, чем страшнее мое будущее, тем шире улыбка, с которой я смотрю в его сторону».