Уже третий месяц в Ираке продолжаются массовые протесты, в ходе которых погибли несколько сотен человек, десятки тысяч были ранены. Самые кровавые столкновения между правоохранителями и протестующими имели место в городах южного Ирака — Басре, Насерии, Нежефе, в порту Ум Каср и в столичном Багдаде. Люди вышли на улицы, протестуя против коррупции, а также влияния на внутреннюю политику и экономическую ситуацию шиитских вооруженных групп, лояльных Ирану.
Иран получил полное влияние на внутреннюю политику Ирака в 2003 году, благодаря Америке. Американцы в ходе вооруженной операции Iraqi freedom фактически зачистили силовое поле Ирака, допустив на место устраненной полиции и армии проиранские шиитские группировки. С тех пор эти группировки глубоко проросли вглубь иракской политической системы. Сунниты, составляющие большинство населения страны, при новом режиме оказались серьезно ущемлены:
среди них распространилась массовая безработица, инфраструктура суннитских районов не развивалась, нередко они подвергались бытовым унижениям со стороны шиитов.
И вот иракцы вышли на улицы: в первую очередь протестовать против коррупции, непотизма, а кроме того — против политики и действий Ирана и его шиитских союзников в Ираке.
Протесты в Багдаде. Фото: EPA
Отношения между Ираном и Ираком раскалены многие десятилетия, в течение которых они бьются за влияние в регионе. В сентябре 1980 года президент Ирака Саддам Хусейн начал войну с Ираном, она продлилась восемь лет. В ходе этой войны погибли сотни тысяч человек с обеих сторон. Хусейн, который считался самым сильным лидером арабских суннитов, был крепким партнером Советского Союза. Именно СССР помог ему в этой войне с Ираном: оружием, амуницией и советниками.
Война так и не окончилась чьей-либо победой, однако оставила у фундаменталистского религиозного режима в Иране большое желание отомстить. Что и было сделано с приходом американцев. Иран тогда закрыл глаза на то, что Америка — «Большой Шайтан» — оккупировав Ирак, разместилась буквально у его границ. Вашингтон, со своей стороны, старался не замечать, как Тегеран обеспечивал долгожданное восхождение шиитского полумесяца — от Ирана, через Ирак и Сирию до Ливана, непосредственно граничащего с Израилем.
Однако этот компромисс имел серьезные геополитические последствия. По сути, эта совокупность факторов: американская оккупация и притеснение шиитами иракских суннитов — и стала одной из основных причин скорого рождения Исламского государства (ИГ, ИГИЛ — запрещенная в РФ организация— Ред.) в Ираке.
Прессинг шиитских групп в отношении суннитов повторился и в Сирии, и в Ливане — что также оказало немалое влияние на становление ИГИЛ.
Плоды такой политики пожинают до сих пор — не только в регионе, но и в мире.
Этой осенью, вскоре после начала событий в Ираке, массовые акции протеста вспыхнули и в Ливане, и в самом Иране. Протестная волна накрыла три четверти территорий шиитского полумесяца — не затронув только Сирию, где и без того с 2011 года идет гражданская война с участием шиитов — не только местных, но и из Ирака, Ливана и Ирана.
Судьба нынешних протестов, во многом схожих в своей сути, складывается по-разному. В Ливане премьер-министр ушел в отставку по требованию протестующих вскоре после начала массовых митингов, что несколько снизило накал протестных страстей и предотвратило акты вандализма и гибель людей. Его коллега из Ирака вышел в отставку только на днях — после гибели сотен сограждан от рук сотрудников правоохранительных органов и шиитских вооруженных группировок, а также после нападения протестующих на консульство Ирана в Нежефе. (Консульство было сожжено, иранский флаг сорван, вместо него водружен флаг Ирака).
Массовые протесты в Иране начались 15 ноября, граждане вышли с требованиями к правительству и Корпусу стражей исламской революции: прекратить тратить деньги народа Ирана на участие в вооруженных конфликтах в секторе Газа, Сирии и Ливане.
Главная речевка этой революции: «Ни Газа, ни Ливан — моя жизнь за Иран».
Люди крайне обозлены на Хезболлу и Хамас, которые, имея собственные армии, являются очень серьезными политическими и силовыми игроками в регионе.
Как складывается судьба протеста в Иране, известно немного — в связи с отключением интернета в стране. Известно, что погибли десятки, тысячи ранены, многие арестованы или просто исчезли. При этом никакие чиновники так и не признали требования протестующих, а наоборот обвинили их в том, что они действуют в интересах западных государств.
Впрочем, аналогичные обвинения звучали в адрес протестующих и в Ливане, и в Ираке, что не повлияло на их решимость стоять до конца. Похоже, арабская осень наступила для всех репрессивных режимов, дотянувшись даже до Персидского залива.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»