Трое фигурантов пензенского дела «Сети» (организация признана террористической и запрещена в России) Арман Сагынбаев, Дмитрий Пчелинцев и Максим Иванкин прекратили голодовку, начатую 11 ноября. На такие крайние мера они решились, чтобы следственные органы провели повторное разбирательство по их заявлениям о пытках. Однако их требования не были услышаны — повторная проверка так и не началась. Подсудимые опасаются, что просто не доживут до приговора, и решили прекратить протест.
Максим Иванкин, Дмитрий Пчелинцев, Илья Шакурский в суде. Фото: Екатерина Малышева / 7 х 7
Еще во время предварительного следствия фигуранты дела заявляли о том, что все это время находились под жестким прессингом ФСБ, признательные показания были даны под пытками. Подсудимые требовали разобраться в действиях сотрудников спецслужб. Виктор Филинков, Дмитрий Пчелинцев, Илья Шакурский, Василий Куксов и Арман Сагынбаев требовали провести всестороннюю проверку по факту их заявлений, но во всех случаях они получали формальные отписки и отказы в возбуждении уголовных дел.
В ходе судебного процесса по делу «Сети» тройка судей Центрального окружного военного суда уже исследовала материалы проверки по заявлению Шакурского, Куксова и Пчелинцева. На этой неделе будут оглашены документы по жалобе Сагынбаева. Они были недовольны формальным проведением проверок и так выразили протест. 11 ноября Пчелинцев, Иванкин и Сагынбаев объявили голодовку с требованием провести новую проверку.
В СИЗО их ежедневно осматривали медики, отчитывались перед судом об их состоянии и отказе в приеме пищи. На одном из последних заседаний, 20 ноября, родные обвиняемых просили прекратить голодать и передали им инструкции, как выходить из голодовки. Пчелинцев и Иванкин жаловались на общее недомогание, головокружение и усталость. 21 ноября у Сагынбаева ухудшилось состояние, и ему вызывали скорую в СИЗО. Через день после того, как подсудимых доставили в изолятор из суда, они решили прекратить голодовку.
Как пишет издание «7х7», Сагынбаев рассказал, что за время голодовки похудел на 8 кг, а Иванкин признался, что первым блюдом после голодовки стал кусок сахара: «Ничего вкуснее просто не ел».
Пчелинцев пояснил, что после 11 дней голодовки новая проверка по их заявлениям о пытках не началась, и если бы они продолжили голодать, то могли бы не дожить. «Если будут перерывы [на процессе], я просто умру», — цитирует Пчелинцева «7х7». Пока Пчелинцев, Иванкин и Сагынбаев отказывались принимать пищу, они не получали передачки от родных. После прекращения голодовки родственники передали подсудимым пакеты с продуктами. На этой неделе слушания отложили до 29 ноября.
30 октября голодовку объявил фигурант петербургского дела «Сети» Виктор Филинков. Он не заявлял никаких требований и выступил в знак солидарности со всеми политзаключенными. 5 ноября Филинков был госпитализирован в тюремную больницу им. Гааза в связи с ухудшением состояния здоровья и подозрением на гепатит, где вынужден был голодовку прекратить. К нему не допускали адвоката и представителей ОНК.
Защитник обвиняемого Виталий Черкасов отметил, что Филинков не объяснил, почему принял решение об отмене голодовки. Адвокат добавил, что сотрудники больницы не допускали его к подзащитному до 13 ноября, ссылаясь на то, что он может быть заразен. Позже Черкасов узнал, что результаты анализов Филинкова, которые стали известны 11 ноября, не подтвердили гепатит, и его не стали помещать в инфекционный блок.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»