Очередной (73-й) день рождения торжественно отметил в Москве 20 ноября патриарх Кирилл. Далеко не все предстоятели поместных православных церквей мира прислали ему на сей раз поздравления. С несколькими (Константинопольская, она же — Вселенская, Александрийская и Элладская (Греческая)) РПЦ порвала каноническое общение, с еще несколькими может порвать в самое ближайшее время. Среди кандидатов на разрыв — и Грузинская церковь, до последнего времени считавшаяся ближайшим союзником РПЦ, ее ближайший сосед.
Недовольство вместо поздравлений
Вместо поздравления католикос-патриарх всея Грузии Илия II послал в Москву гневный протест в связи с попыткой вторжения РПЦ на «каноническую территорию» Грузинской церкви.
«Вы желаете направить выпускников духовных школ в помощь армейским командирам в российские воинские части, находящиеся в Абхазии, Цхинвальском регионе, — пишет Илия II Кириллу. — Русская Церковь всегда признавала и признает юрисдикцию Грузинской Церкви как в Абхазии, так и в Цхинвальском регионе, поэтому нам непонятны такие заявления, и они ставят всех нас в тяжелое положение».
Речь идет о письме, разосланном в первой половине ноября по епархиям РПЦ председателем ее Учебного комитета о. Максимом Козловым. В лучших советских традициях он предлагает агитировать выпускников послужить после рукоположения год-другой в «горячих точках», чтобы потом гарантированно получить местечко в Москве или Петербурге. «Такая ситуация вызывает в нашем обществе справедливое большое недовольство и протест», — подытоживает Илия II, всего 5 месяцев назад уговаривавший грузинскую оппозицию не громить российское посольство после провокационных действий в Тбилиси депутата Госдумы, коммуниста Сергея Гаврилова.
«Заговор»
Католикос-патриарх всея Грузии Илия II. Фото: РИА Новости
Громкое эхо тех событий вновь раздается на тбилисских улицах. У парламента страны набирает обороты акция оппозиции, недовольной тем, что правящая партия «Грузинская мечта» не выполнила 14 ноября свое обещание, данное протестующим в июне, — перейти на пропорциональную систему выборов в парламент. На проспекте Руставели развернут палаточный городок, к стенам парламента сносят покрышки и материалы для строительства баррикад. Главным объектом народного гнева стал главный грузинский олигарх — Бидзина Иванишвили, которого, подобно украинскому коллеге Игорю Коломойскому, подозревают в «работе на Кремль» в интересах собственного бизнеса.
читайте подробно<br>
«Им придется даже в туалет ходить со спецназом». Грузинская оппозиция взяла на вооружение тактику мирного изматывания нервов власти
Однако в «архитектуре» грузинского протеста есть существенное отличие от Украины. И оно состоит в особой роли церкви, точнее — в использовании противоборствующими политическими силами фактора борьбы за патриарший престол.
Илия II возглавляет автокефальную Грузинскую церковь с 1977 года, ему уже 86 лет. В брежневские времена возглавить церковь в СССР без санкции КГБ было невозможно. А КГБ не любил назначать на такие посты людей, на которых у него не было компромата.
Еще при Шеварднадзе в Грузии были опубликованы учетные карточки Илии II, из которых следовало, что он является агентом под псевдонимом «Ивериели».
Учетная карточка на имя агента КГБ «Ивериели», данные которого совпадают с данными католикоса-патриарха Грузии Илии II
Однако на фоне низкого рейтинга государственных институтов и политических партий старец-патриарх остается для большинства грузин главным национально-духовным символом и пользуется довольно большим доверием.
В открытую фазу «битва за патриаршество» перешла 26 октября, когда влиятельный митрополит Бодбийский Иаков (Якобашвили) дал сенсационное интервью телеканалу «Пирвели». Он рассказал, что пару лет назад участвовал в секретном совещании в кабинете бывшего премьер-министра Георгия Квирикашвили (присутствовал ли сам премьер — неизвестно). Другими участниками встречи были действующие премьер-министр Георгий Гахария и министр внутренних дел Вахтанг Гомелаури. На ней якобы обсуждали проект смещения Илии II. А сама встреча была устроена близким к Иванишвили предпринимателем Вано Чхартишвили. Через два дня после интервью Иаков был освобожден от должности главы Финансовой комиссии Грузинской патриархии.
По словам иерарха, со стороны церкви в «заговоре» участвовали
митрополит Чкондидский Петр (Цаава) и протоиерей Георгий Мамаладзе, который сейчас сидит в тюрьме и ответить за себя не может. В 2017-м его осудили по «делу о цианиде», поводом для которого стало задержание протоиерея в тбилисском аэропорту с цианистым калием в багаже. Он вылетал в Берлин, где в то время проходил лечение Илия II
и, по первоначальной версии следствия, собирался отравить самого патриарха.
Позже обвинения смягчили, осудив протоиерея за намерение отравить бессменную секретаршу Илии II Шорену Тетруашвили. Сам осужденный и его адвокаты утверждали, что цианид о. Георгию подбросили, и теперь Синод Грузинской патриархии ходатайствует о его помиловании.
«Ответка»
Митрополит Петр (Цаава) был изгнан с заседания Синода, во время которого чуть не набросился с кулаками на 86-детнего патриарха Илию II. Фото: Wikimedia
Мамаладзе ответить Иакову не может, но зато ему ответил другой «обвиняемый» — митрополит Петр (Цаава), причем очень эффектно, с дракой на внеочередном заседании Синода в Тбилиси 31 октября. Примечательно, что в отличие от своего оппонента Петр имеет репутацию прозападного и проконстантинопольского иерарха. На заседании он заявил, что в Синоде имеется влиятельное «голубое лобби», покрываемое Илией II, которого Петр также обозвал «мужеложником». При этом, по словам других участников заседания,
он попытался наброситься на старца, так что другим архиереям пришлось сдерживать темпераментного митрополита и силой выводить его из Синода.
Тут же Петра освободили от управления епархией и сослали на покаяние в монастырь.
Там его нашла телекомпания «Мтавари», которой разжалованный иерарх наговорил еще массу «компромата». По словам Петра, Илия II — не только «мужеложник», но и ценитель порнографической продукции, которую ему якобы поставлял осужденный протоиерей Мамаладзе. Высказал митрополит и политические обвинения — в том, что «Илия Второй безоговорочно подчиняется российскому патриарху Кириллу», вместе с которым входит в круг учеников покойного митрополита Никодима (Ротова), и сотрудничает с партией «Демократическое движение — единая Грузия» Нино Бурджанадзе. Митрополит Петр отверг подозрения в том, что он сам работает на Бидзину Иванишвили и своими громкими разоблачениями пытается заглушить заявления митрополита Иакова.
Этот скандал моментально перетек в большую политику. Лидер фракции оппозиционного «Национального движения» в парламенте Роман Гоциридзе потребовал от властей расследования обвинений в заговоре против патриарха. А когда власти следственную комиссию создавать отказались, сделал вывод:
«Это прямое подтверждение того, что [правящая партия] «Грузинская мечта» готовила невиданный переворот с целью свержения патриарха».
Со второй попытки, в середине ноября грузинский парламент все же начал формирование специальной следственной комиссии по этому делу.
В свою очередь, грузинский омбудсмен Нино Ломджария призвала начать расследование обвинений в сексуальных преступлениях грузинских иерархов, которые, по ее словам, «могли быть совершены в отношении несовершеннолетних». Она призвала пострадавших граждан без страха обращаться в правоохранительные органы с соответствующими жалобами.
Митрополит Цилканский Зосима (на фото) был обвинен в домогательствах до семинаристов. Сын ключего свидетеля по делу неожиданно повесился в своей тбилисской квартире. Фото: Wikimedia
Этот призыв и предшествующие ему события подняли медиаволну. Священник Георгий Схиладзе обвинил в домогательствах к семинаристам митрополита Цилканского Зосиму (Шиошвили), который в прошлом, еще с советских времен, был ректором Мцхетской духовной семинарии и близким соратником Илии II. О. Георгий якобы обращался в церковный суд, куда был готов представить свидетелей, но Илия II заблокировал разбирательство.
На фоне нарастающего скандала, утром 7 ноября в тбилисской квартире нашли повешенным епископа Иасона (Цамалаидзе) — сына отлученного от Грузинской патриархии епископа Христофора. Подобно Петру, епископ Христофор также обличал других иерархов «в мужеложстве», за что был отлучен еще в 1995 году. Дело в том, что Христофор является ключевым звеном в цепочке доказательств со стороны обвинения против митрополита Зосимы, поскольку располагает письменными показаниями пострадавшего семинариста.
В связи с загадочной гибелью епископа возбуждено дело по статье «доведение до самоубийства», и Христофор пока молчит.
При чем здесь Украина?
Рядовое духовенство Грузии в значительной своей части симпатизирует митрополиту Петру. Игумен Чкондидского монастыря Андрей в интервью телеканалу «Мтавари» заявил, что на церковь очень плохо влияет культ личности патриарха, любая критика которого жестко подавляется, в том числе государственными властями. А правозащитное «Движение за равенство» выступило категорически против использования темы гомосексуальности в политической борьбе, в том числе церковной: «Не будем забывать, что мы живем в светском государстве, где гомосексуальность не является преступлением, не говоря уже о грехе».
Но политики в этом деле действительно очень много.
Дело в том, что именно сейчас Грузинская церковь решает вопрос о признании автокефалии Православной церкви Украины (ПЦУ). Непримиримая позиция Москвы, настаивающей на том, что Украинская церковь должна входить в Московский патриархат, и не признающей автокефалию, предоставленную ПЦУ Константинополем 6 января этого года, уже расколола «мировое православие». Грузинская церковь имеет в чем-то схожий с украинским опыт насильственного подчинения Российской церкви после вхождения Грузии в состав империи и непризнания Москвой восстановленной в 1917 году автокефалии. Стремления украинского православного народа понятны в Грузии, а свежие раны войн с постимперским соседом, приведших к отторжению от государств значительных территорий, и вовсе делает Грузию и Украину геополитическими близнецами. Вместе с тем, старое поколение грузинского епископата и духовенства, обучавшееся еще в советских духовных школах, «думает по-русски» и пытается тянуть время, не поддерживая всеправославный тренд на признание ПЦУ.
А что касается «обвинений морального характера», то тут Грузинская церковь не сильно отличается от своих сестер по «мировому православию». Но надо отдать должное ее иерархам, готовым честно ставить эти проблемы и искать их решения в союзе с гражданским обществом.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»