Бюджет Петербурга на 2020 год и плановый период 2021–22 годов будет принят в третьем и последнем чтении 27 ноября.
Принимали его практически без дискуссий (впрочем, в последние годы в петербургском парламенте они мало на что влияют) и при не слишком большом интересе со стороны самих депутатов.
А зря: при внимательном рассмотрении в бюджете — первом, полностью разработанном уже при Александре Беглове в качестве губернатора, — имеется немало интересного. И немало, мягко говоря, странных расходов, заставляющих вспомнить классическое изречение Маргарет Тэтчер: «Нет никаких государственных денег — есть только деньги налогоплательщиков».
ЦИФРЫ
Доходы питерского бюджета на 2020 год составят 675 миллиардов рублей, расходы — 727 млрд, дефицит — 52 млрд. 45% доходов бюджета — налог на доходы физических лиц (подоходный налог, уплачиваемый гражданами), 30% — налог на прибыль предприятий и организаций. В нынешнем году пропорция была практически такой же: 44% — подоходный налог, 29% — налог на прибыль.
Почти половина бюджетных доходов — деньги, полученные от граждан, что предполагает не только направление бюджетных средств именно на их нужды, но и контроль со стороны граждан за тем, как эти деньги тратятся. Увы: соответствующий интерес проявляет относительно небольшая часть горожан, остальные считают, что бюджетные баталии их не касаются.
Расходы
Практически все расходы бюджета распределены по 18 государственным программам — от «Развития здравоохранения» до «Развития сферы туризма».
На здравоохранение выделят около 120 миллиардов рублей. Это на 9% больше, чем в 2019 году, при этом обещают решить наконец проблему с обеспечением лекарствами больных рассеянным склерозом и заменить на новые машины скорой помощи, которым больше пяти лет.
Мариинский дворец в Петербурге. Фото: assembly.spb.ru
На образование обещают потратить 162 миллиарда рублей (на 4% больше, чем в 2019-м), в том числе почти 600 миллионов уйдет на два детских технопарка «Квантириум» и «Сириус», 308 миллионов — на ремонт и оснащение пришкольных стадионов (в 2,5 раза больше, чем в 2019-м), 2,4 млрд — на организацию отдыха и оздоровления детей и молодежи (этого хватит на 137 тысяч путевок).
На социальную поддержку — 79 млрд (на 4% больше, чем в 2019-м), в том числе 1,5 млрд — на единовременную выплату в связи с 75-летием Победы инвалидам, ветеранам войны и вдовам (вдовцам) погибших военнослужащих и 96 млн — на доплаты к пенсиям блокадникам, причем независимо от времени пребывания в блокадном Ленинграде.
На обеспечение доступным жильем и ЖКХ — 44 млрд — 97% от уровня 2019 года.
Три миллиарда рублей бюджет заплатит в Фонд капитального ремонта — при этом сегодня плата за капитальный ремонт составляет 4–5 рублей за квадратный метр в месяц, но эту плату правительство города намерено повышать, сокращая субсидии Фонду капремонта. Никакой радости горожан это, естественно, не вызывает, сколько бы правительство города ни сообщало, что плата за капремонт у нас самая низкая в стране и что даже в области платят 8 рублей с метра, а в Москве — так и вовсе 18. Заметим, что городской парламент в свое время отдал правительству города право устанавливать эту плату — устранившись от процесса.
3,2 млрд в 2020 году потратят на программу «Молодежи — доступное жилье» (МДЖ), 3,1 млрд — на программу расселения коммуналок, 600 млн — на программу «Жилье работникам бюджетной сферы». И если финансирование последней программы растет в 1,8 раза по сравнению с 2019 годом, то финансирование двух первых не меняется. По программе МДЖ помощь получат 1453 семьи, по программе расселения коммуналок — 2544 семьи из более чем 80 тысяч семей, стоящих на очереди. Нетрудно подсчитать, сколько еще лет будут расселяться коммуналки. Кстати, в 2007 году губернатор Матвиенко, представляя городскую целевую программу «Расселение коммунальных квартир Санкт-Петербурга», заявила: «Это очень символично: в 1917 году в городе появились коммуналки, и в 2017-м они исчезнут». Расселено с тех пор лишь 40%.
Откуда взять деньги?
Когда строился Западный скоростной диаметр (ЗСД), для привлечения средств (поскольку бюджетных денег не хватало) был выпущен облигационный заем сроком на 20 лет объемом около 25 млрд рублей с доходностью по облигациям 9,15% годовых.
То есть каждый год надо было выплачивать владельцам облигаций около 2,5 млрд рублей («купонный доход»).
Участок западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге. Фото: РИА Новости
Первоначально предусматривалось, что обслуживание этого займа (выплата процентов) будет производиться за счет платы за проезд по ЗСД, которую собирает АО «ЗСД», полностью принадлежащее городу. Однако вместо этого было заключено концессионное соглашение, и концессионер — «Магистраль Северной Столицы», к городу никакого отношения не имеющий, — получил право сбора платы за проезд по ЗСД, даже по тем участкам, которые строились за счет бюджета. Но обязательство по обслуживанию облигационного займа осталось за АО «ЗСД». И поскольку никаких доходов это АО не имеет — деньги платят из бюджета. На 2020 год запланирована очередная выплата в 2,5 млрд рублей. Поправку в бюджет с предложением отменить выплату и направить эти деньги на расселение коммунальных квартир парламент не принял, администрация города выступила против.
Получается, что горожане заплатили за строительство ЗСД, потом — за проезд по нему, потом — за обеспечение гарантированной прибыли для «Магистрали».
А теперь заплатят еще проценты по займу. Конечно, это выгодно для «Магистрали» и ее владельцев — но невыгодно для горожан. Государственно-частное партнерство по-российски: государственные расходы и частные доходы...
Транспорт
В бюджете заложено 13,7 млрд рублей на строительство метро, почти на 4 миллиарда рублей меньше, чем в 2019 году. Якобы больше строителям не «освоить». И как всегда, не готова проектная документация, не решены имущественные проблемы с освобождением участков и так далее — иначе говоря, ждать новых станций придется долго.
Одна из самых острых проблем — общественный транспорт и «транспортная реформа» с планируемой отменой маршруток и заменой их социальными автобусами.
При первом чтении бюджета перевозчикам, обслуживающим социальные маршруты, были запланированы субсидии: 20,5 млрд рублей — метрополитену, 13 млрд — на автобусные перевозки и 10 млрд — на перевозки троллейбусами и трамваями. Если верить пояснительной записке к бюджету, это соответствовало росту платы за проезд на 5 рублей. Если же верить письму, которое я получил из Комитета по транспорту, то параметры бюджета, принятого в первом чтении, соответствовали росту платы за проезд на 10 рублей в наземном транспорте и в 15 рублей — на метрополитене, то есть до 50 и 60 рублей соответственно. А для ограничения роста платы за проезд 5 рублями требовались дополнительные субсидии — примерно 1,7 млрд рублей.
При втором чтении бюджета, с одной стороны, было заявлено, что плата за проезд повысится на 10 рублей для всех видов общественного транспорта — то есть до 50 рублей в наземном транспорте и до 55 рублей в метро. А с другой стороны, поправкой губернатора были сокращены субсидии перевозчикам. И одновременно выделено 11 миллиардов на «транспортную реформу».
С платой за проезд еще предстоит разбираться — расчеты и документы Смольного не во всем стыкуются друг с другом.
Пока можно сказать, что при объявленном повышении платы за проезд для безубыточной работы метрополитену будет не хватать примерно 800 млн рублей, а наземному общественному транспорту — около 300 млн. И если не возникнет ситуации, при которой доходы перевозчиков окажутся больше прогнозируемых, придется или добавлять денег из бюджета, или увеличивать еще раз плату за проезд, или сокращать объем перевозок.
***
В бюджете заложено 450 млн рублей субсидии федеральному бюджету на «софинансирование расходных обязательств РФ по материально-техническому обеспечению полиции». Которая, как известно, Смольному не подчиняется и является федеральной структурой.
Полмиллиарда рублей из кармана горожан «нищему» бюджету РФ, где шесть триллионов рублей спрятано в кубышке Минфина, — это за что? Плата за разгоны митингов? За непосильный труд по почти ежедневным задержаниям участников протестных акций? За обращение с задержанными, заставляющее вспомнить сталинские времена?
Ответов на эти вопросы при обсуждении бюджета получено так и не было. Поправку на перенаправление этих денег на строительство школы в Новой Охте, где нет ни школ, но нормальных дорог, чтобы выехать из микрорайона, парламентское большинство отклонило. Как и поправку о выделении денег «Ночлежке» на организацию еще десяти необходимых пунктов обогрева для бездомных — за счет отказа от приема от имени губернатора на экономическом форуме и мероприятий по «воспитанию гражданственности и патриотизма».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»