Сюжеты · Общество

«Он должен был понимать, что происходит в Российской Федерации»

В «московском деле» появился новый задержанный

Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Вечером 30 августа в Москве приземлился самолет из Минска. На нем прилетел депортированный Никита Чирцов. Молодого человека обвиняют в применении насилия к полицейскому во время несанкционированной акции протеста в центре Москвы 27 июля. На паспортном контроле в Домодедово Чирцова не задержали, хотя на самолет его посадили сотрудники милиции Беларуси и пообещали, что в России «встретят» — Чирцов значится в базе розыска российского МВД. Задержали Никиту только спустя два дня, а в понедельник арестовали на два месяца. Чирцову грозит до пяти лет лишения свободы по части 1 статьи 318 УК РФ.
Басманный суд Москвы отправил Никиту Чирцова в СИЗО на два месяца. По версии следствия, во время несанкционированной акции 27 июля на Тверской улице Никита «толкнул полицейского двумя руками в область грудной клетки, тем самым причинив ему физическую боль».
Никите 22 года, он родом из пермского города Березники, в Москве гостил у друзей и, по его словам, это был его первый митинг. Как сотни других людей, он был задержан: полицейские выхватили его из толпы и за руки за ноги внесли в автозак. В ОВД «Нижегородское» Никите оформили протокол об административном задержании.
А спустя пару дней он уехал к друзьям в Белоруссию, как и планировал ранее, поэтому на суд по административному делу он не попал. Судья выписал ему штраф в 12 тысяч рублей по статье о нарушении правил проведения массовых мероприятий (ч. 5 ст. 20.2 КоАП).
Спустя три недели после отъезда Чирцова из России в хостел, где Никита жил в Минске, пришли сотрудники милиции и задержали его.
Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Уже в отделении Чирцову сообщили, что он задержан по делу о «массовых беспорядках» в центре Москвы 27 июля. Подробностей не рассказали, но упомянули сразу две статьи — и «массовые беспорядки», и «применение насилия» к представителю власти.
Затем белорусские милиционеры купили ему с его же кредитки билет, проводили до стойки регистрации на рейс в Москву, пообещав, что «там встретят».
В Москве «не встретили».
Адвокат Чирцова Александр Борков, ожидая парня в аэропорту, не знал, как выглядит Никита. Корреспонденты «Новой» предполагали, что среди улыбающихся, уставших после полета людей с огромными сумками в руках, выведут человека в наручниках. И так его можно будет узнать.
Но в это время Никита уже стоял у выхода из аэропорта. С чемоданом, один. Он без проблем прошел паспортный контроль и еще около часа бродил по аэропорту в ожидании багажа.
До сих пор ни адвокат, ни корреспонденты «Новой», ни сам Чирцов не понимают, что произошло в аэропорту, если это не необыкновенная невнимательность при досмотре документов, и силовики просто прошляпили парня.
Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Никиту Чирцова задержали в ночь на 2 сентября. На следующий день утром состоялось судебное заседание.
Об обстоятельствах задержания Никиты в Москве ничего не известно. Следователь зачитывает суду свои опасения, что, находясь на свободе, Чирцов снова уедет за границу. Он сомневается, что Никита уезжал в Беларусь к друзьям и что он не собирался скрываться: «О том, что человек совершил насилие в отношении органа власти, ему должно быть известно. Он должен был видеть в сети интернет, должен был понимать, что происходит в Российской Федерации, что идут уголовные преследования в отношении определенных лиц».
Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Никита очень волнуется, говорит тихо, отвечая на вопросы адвоката, ему сложно подбирать слова и пересказывать все то, что с ним произошло. Даже рассказ об обстоятельствах задержания в Беларуси, сейчас ему дается очень тяжело.
Судья зачитывает меру пресечения Никите Чирцову — арест до 2 ноября.