В четверг Тверской суд Москвы арестовал на 10 суток незарегистрированного кандидата в Мосгордуму, главу муниципального округа Красносельский Илью Яшина за организацию несанкционированной акции 3 августа в центре столицы (ч. 2 ст. 20.2 КоАП).
Доказательством вины Яшина суд счел его пост в твиттере. Как сказано в протоколе, 29 июля Яшин написал: «Надо продолжать, следующий митинг 3 августа» и прикрепил к посту ссылку на страницу мероприятия в фейсбуке.
«Ему вменяется в вину, что он призывал выйти на несанкционированную акцию. Однако 29 июля в мэрии лежали две заявки на акцию 3 августа: одна от штаба незарегистрированного кандидата в депутаты Мосгордумы Елены Русаковой и от Либертарианской партии. Идея прогулки появилась позже, уже после того, как штаб Русаковой и либертарианцы получили отказ на проведение митинга 3 августа. Таким образом, в посте Яшин призывал выйти на акцию, которая еще не была не согласована», — рассказал «Новой» адвокат политика Михаил Бирюков.
При этом сам Яшин 3 августа находился в спецприемнике, где отбывал десятидневный административный арест за призыв участвовать в несанкционированном митинге 27 июля.
«Пятое административное дело подряд — политически мотивированный заказ,
при этом сотрудники полиции даже не удосужились проверить, на какую акцию призывал выйти Яшин. Обвинения не подтверждены абсолютно ничем. Это противоречит здравому смыслу, нравственности, логике права, но, к сожалению, наш административный кодекс допускает подобного рода действия», — отметил Бирюков.
Во время заседания адвокат Яшина Вадим Прохоров просил об отводе судьи, вызове свидетелей — полицейских, задерживавших Яшина, — и прекращении дела в связи с отсутствием состава правонарушения. Судья Сизинцева отклонила ходатайства защиты, согласившись лишь просмотреть видеозаписи из материалов дела, на которых оказались запечатлены моменты акции, снятые полицейскими. Почему они были приложены к делу, защита так и не поняла.
Илья Яшин был задержан 28 августа на выходе из спецприемника, где он отбыл четвертый административный арест подряд. Яшин находился под арестом с 29 июля — сначала за призывы на несогласованный митинг 27 июля, а затем дважды за «встречу с избирателями» у Мосгоризбиркома 14 июля и за призывы выйти на акцию на Трубной площади 18 июля.
На уличной акции 18 июля. Илья Яшин. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая»
— Это злоупотребление правом, — считает адвокат, вице-президент Адвокатской палаты Москвы и член СПЧ Генри Резник. — Административный кодекс не совершенен, он не предусматривает наказания по совокупности нарушений, поэтому формально за каждое административное нарушение — новый судебный процесс и новое взыскание.
«На самом деле это сущее издевательство».
— Сейчас административное наказание превращается практически в уголовное, но без тех принципов, которые лежат в основе назначения уголовного наказания — не путем сложения, а путем поглощения. За несколько однотипных эпизодов в уголовном праве наказание назначается по самому серьезному, а в административном праве такого нет, — объяснил Резник.
— Совершенно не понятно, почему Илья Яшин выбран сакральной жертвой, — говорит адвокат международной ассоциации «Агора» Алексей Глухов, — и почему его хотят сгноить в спецприемнике. С точки зрения закона, действительно, ограничений по количеству административных дел нет, но я считаю, что это злоупотребление правом со стороны силовиков. Обо всех действиях Яшина они знали заблаговременно, материалы были составлены до выхода Яшина из спецприемника. И правоохранительные органы, если уж увидели в этом какое-то нарушение, должны были сразу же, условно говоря, в тот же день, когда был написан твит, составить протокол, приехать в спецприемник за Яшиным и провести суд. Но тогда бы его аресты шли бы параллельно, и он бы уже вышел на свободу.
С точки зрения российского законодательства о митингах, организатором акции является лицо, взявшее на себя обязанность по организации и проведению акции. Яшин точно не смог бы сделать это твитом. На это уже обращал внимание Европейский суд по правам человека — есть несколько коммуникаций по делам из России, в которых суд задает вопрос, неужели твита достаточно, чтобы считать человека организатором акции, или вы неправильно толкуете свой закон.
Но ЕСПЧ пока еще не выносил решения по записям в соцсетях.
Запас административных дел против Яшина достаточно широкий — силовики пока еще не прибегли к другой распространенной практике по 20.2 — дробить нарушения по одной и той же акции. Однако в отношении Яшина не могут применить ч. 8 ст. 20.2 КоАП (повторное нарушение установленного порядка организации либо проведения митинга), так как последние пять нарушений еще не вступили в силу — апелляции в Мосгорсуде еще не было.
Мне кажется, что «дадинская» статья находится в ручном управлении и без прямого указания она применяться не будет, иначе бы уже были возбуждены дела на всех лидеров московского процесса без исключения.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»