226 пассажиров и 7 членов экипажа авиалайнера А-321 «Уральских авиалиний» спасены. Героический экипаж представлен к государственным наградам. А проблема безопасности взлетов-посадок аэропорта Жуковский как была, так и осталась. И проблема эта — не новая. О тревожной орнитологической обстановке вокруг аэропорта было известно давно.
Вот только два факта, подкрепленных официальными документами.
«Объекты по сортировке бытовых отходов привлекают массовое скопление птиц в связи с содержанием в отходах остатков пищи, и, поскольку земельный участок расположен на расстоянии двух километров от взлетно-посадочной полосы аэродрома ФГУП «ЛИИ им. М.М. Громова», это может привести к столкновению птиц с воздушными судами, что, в свою очередь, может угрожать жизни и здоровью людей».
Это дословная цитата из мотивировочной части судебного решения, вынесенного Жуковским городским судом еще 14 февраля 2012 года. Судья Лада Сорокодумова еще семь лет назад рассмотрела иск к ООО «Экосервис», устроившему вблизи аэропорта пункт сортировки отходов, но отказала в удовлетворении требования о «запрещении ответчику производить сортировку бытовых отходов на земельном участке… и использовать территорию участка для размещения бытовых отходов».
Скриншот решения Жуковского горсуда от 2012 года
В июле 2017 года Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту несанкционированной свалки площадью более 100 000 кв. метров в районе озера Глушица, в двух километрах от взлетной полосы аэродрома.
Но стаи чаек как летали близ аэропорта, так и летают.
Аэродром Жуковский, который летчики и обслуживающий персонал по привычке называют аэропортом Раменское, до мая 2016 года использовался исключительно для испытательных полетов экспериментальной авиации и взлетов-посадок самолетов МЧС. А 30 мая 2016 года здесь состоялось официальное открытие международного аэропорта Жуковский. Но с того времени количество самолетов, использующих аэропорт, как ни странно, начало уменьшаться.
Резко сократились потребности АО «Гражданские самолеты Сухого». В ближайшее время «Суперджеты» могут и вовсе перебазироваться отсюда в Иркутск. Отдел экспериментально-летных испытаний и доводки (ОЭЛИД) ЦАГИ ОКБ А.Н. Туполева почти сто лет, с 20-х годов прошлого века, именно с этого аэропорта проводил испытания многих туполевских самолетов. Но сейчас ОКБ Туполева свернул практически все программы испытаний с использованием взлетно-посадочной полосы аэропорта Жуковский.
Количество взлетов и посадок с аэропорта продолжает снижаться. А это ведет к ухудшению орнитологической обстановки.
Да, система по отпугиванию птиц в аэропорту в рабочем состоянии. При вылетах и посадках самолетов эта система включается. Но этого, оказывается, недостаточно. Как рассказал «Новой» один из сотрудников аэропорта, у птиц просто не успевает выработаться привычка, что эти места надо облетать стороной.
А для более серьезной работы по отпугиванию птиц у Летно-исследовательского института им. М.М. Громова, которому принадлежит взлетно-посадочная полоса, просто нет денег. Предприятие погрязло в судебных процессах по выбиванию денег за уже оказанные услуги. К примеру, с марта этого года в Арбитражном суде Московской области идет судебный процесс, по которому ЛИИ пытается взыскать 162,6 млн руб. с АО «Рампорт Аэро» — оператора аэропорта Жуковский. Но АО «Рампорт Аэро» и само в долгах. В 2017 году убытки предприятия составили 541 миллион рублей. В 2018 году — и того больше, 667 миллионов.
Спасение пассажиров и экипажа А-321 обязано привлечь внимание не только к проблеме подмосковных свалок, но и к состоянию аэропорта Жуковский. Потому что в случае новых столкновений со стаями чаек на борту самолета просто могут не оказаться летчики-герои.