Сюжеты · Общество

Чайки, конечно, виноваты. Но не те

В Подмосковье после столкновения с птицами аварийно сел самолет. Как это связано с мусорными свалками?

Виктория Микиша , корреспондент «Новой»
Фото: РИА Новости
В 2010 году на озере Глушица появился бетонный завод, а вскоре два общежития для его работников. Завод спускал в озеро промышленные и строительные отходы. КамАЗы привозили на новую свалку бытовой мусор.
Елена Гришина, член комиссии по экологии, природопользованию и сохранению лесов Общественной палаты Московской области, заместитель председателя Общественного совета Росприроднадзора в 2017 году говорила о рисках, которые может принести незаконная свалка строительных и бытовых отходов на озере Глушица:
«Ситуацию, которая сложилась на территории более 40 гектаров в городе Жуковский с навалами мусора, уже нельзя назвать локальной. Она перешла в разряд природной катастрофы, которая может нанести серьезный урон не только экологической безопасности региона, но и в целом национальной безопасности. <…> Рядом находится аэропорт Жуковский, принимающий рейсы из стран СНГ.
То количество чаек, которые гнездятся на озере Глушица, могут привести к авиакатастрофам».
справка<br> &nbsp;
Бетонный завод построил и владел им Андрей Геннадьевич Вихарев (по рождению имел имя Асфан, но во взрослом возрасте в 2006 году сменил имя). В город Жуковский приехал в конце 90-х-начале 00-х из Кирова, где в 90-е у него был бизнес. В Жуковском он купил домостроительный комбинат, его фирма «Гарантия-Строй» захватывала стройки в Жуковском и в Раменском и начинает строить бетонный завод возле озера Глушица. В Раменском Вихарев оставил после себя десятки обманутых дольщиков, в Жуковском — недостроенный 24-этажный дом. «Они собирали деньги, отправляли их в офшоры и бросали стройку. Так произошло, например, с ЖК «Гагаринский»: деньги собрали и они растворились в офшорах, достраиваются дома и коммуникации подводятся за счет муниципалитета. А достройка дома возлагается на органы власти» — комментирует схему работы бизнеса Вихарева главный редактор «Жуковских Вестей» Наталья Знаменская. Позже Вихарев начинает политическую карьеру. Становится депутатом городской думы Жуковского. Затем членом ЛДПР и депутатом в московской областной думе. Потом его назначают главой Лосино-Петровска, а как только начинаются протесты против мусорного полигона «Ядрово», Вихарева отправляют руководить Волоколамском. Сейчас он руководит городским округом Истрой.
Наталья Знаменская, главный редактор газеты «Жуковские вести», вспоминает: «Это природное озеро, там подземные ключи, там дикие утки жили, там купались, ловили рыбу. При позднем Советском Союзе стали выделять землю вокруг него, построили садовое товарищество, люди для себя пытались его сохранить. Озеро зажато между аэродромом и Москвой-рекой.
Все беды начались, когда бетонный завод начал его нещадно уничтожать. Сейчас озеро пытаются реанимировать, вроде вода появилась. Но два карьера все равно завалены».
О том, как боролись за озеро, вспоминает и Нина Комарова — бывший председатель садового товарищества и участник инициативной группы по сохранению Глушицы: «С 2011 года туда стали завозить со всей московской области и строительные материалы, и бытовые отходы. Не только завод захламлял озеро. КамАЗы один за другим шли. Мы записывали номера, мы их останавливали, мы писали во все инстанции. И в администрацию нашу, и в область — без результата.
Один малый карьер завалили полностью. Но за последний год большую часть его территории очистили, мусор почти весь вывезли. Но на дне он остался, и чайки прилетают».
Министр экологии и природопользования Московской области Дмитрий Куракин заявил «Новой»:
«Птицы могли прилететь откуда угодно. Для защиты от подобных ситуаций аэропорты снабжены специальным оборудованием. На земельных участках, находящихся в водоохранной зоне озера Глушица, в 2017–2018 годах были незаконные свалки строительных отходов и мусора. Деятельность по складированию пресечена. Проведено административное расследование. Все собственники загрязненных земельных участков были привлечены к административной ответственности за нарушение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами по ст. 8.2 КоАП РФ. Земельные участки переданы администрации Жуковского, которая занимается ликвидацией свалки и вреда, нанесенного природе. В первую очередь были убраны бытовые отходы. Уже год как любые отходы на эту территорию не завозятся. Сейчас остался в основном строительный мусор, который не является кормовой базой для птиц».
С чиновником в принципе согласен и Виктор Зубакин, старший научный сотрудник института проблем экологии и эволюции имени Северцева РАН, председатель московского областного отделения Союза охраны птиц России. Он считает, что пернатые, ставшие причиной аварии, скорее всего, не гнездовались на близлежащих свалках, а прилетели с северных районов:
«Конечно, свалки для чаек, для врановых птиц, скворцов и голубей — это место для кормежки. Но чайки предпочитают крупные свалки, если существует локальная, — чайки туда не летают. Крупных свалок за последние два года в Подмосковье стало меньше. На озере Глушица гнездятся озерные чайки, они уже покинули колонию в июле и сейчас там практически никого быть не должно, они улетели все. Они гнездятся там, потому что это озеро, зарастающее рогозом, именно такой гнездовой биотоп подходит озерным чайкам.
Но самолет столкнулся с сизыми чайками, а они скорее всего пришлые, прикочевавшие. Они с северных регионов к нам летят. И, безусловно, концентрируются в кормных местах.
Ближайшая крупная свалка — Тимоховская (на границе с Владимирской областью.Ред.), можно предположить, что чайки, кормившиеся там, летели на Москву-реку через аэродромы. Чайки любят такие пространства».
Получается, что проблему мусорных полигонов в Подмосковье решать, безусловно, нужно, но сваливать на них инцидент под Жуковским все же не стоит.