Контрабанда наркотиков и участие в организованном преступном сообществе — такие статьи вошли в окончательное обвинение, предъявленное российскому экипажу судна ESER, задержанного 31 января в Кабо-Верде. Во вторник, 30 июля, итоговая редакция обвинения была подписана прокурором.
Сейчас с документом работают переводчики, чтобы ознакомить с ним российских моряков, которые полгода содержатся в тюрьме «Сан Мартинью». Первоначально сообщалось, что россиян обвинят еще и в легализации доходов, полученных преступным путем, однако в окончательной версии обвинения этот пункт отсутствует. Между тем обвиняемые продолжают настаивать на своей полной невиновности.
Напомню, судно с 9,5 тонн кокаина на борту задержали во время вынужденного захода в Праю — 30 января сухогруз пришвартовался там, чтобы доставить на берег тело умершего от сердечного приступа старпома Хомицкого. Праю как ближайший порт указала капитану судна страховая компания Hanseatic Underwriters, куда тот сообщил о смерти члена экипажа. (Вскрытие, как сообщили «Новой» в российской дипмиссии, впоследствии подтвердило некриминальный характер смерти россиянина.) А на следующий день на борт поднялась полиция, экипаж отправили в тюрьму.
Улов оказался почти рекордным — это вторая по величине перехваченная полицией партия кокаина в мире за всю историю борьбы с наркотрафиком.
Первая — 12 тонн — была изъята у членов наркокартеля в Колумбии в ноябре 2017 года.
ESER вели от самого пирса, операцию координировал Морской центр анализа и оперативной деятельности — международная организация по противодействию наркоторговле.
Тут начинается интрига. Арестованные моряки в один голос утверждали, что никакого груза на борт в панамской Сеуте — порту приписки судна — не брали, в Марокко судовладелец якобы отправил их порожняком.
Судовладелец — панамская компания Ecolive De Panama, руководители которой проживают в Мексике, а генеральный директор Хавьер Ортис Оламенди имеет испанское гражданство. Вскоре после задержания кокаинового сухогруза в Прае появились некие испанец и панамец, якобы представители судовладельца, заявившие права на судно и пытавшиеся вывести его из-под ареста. Момент был явно выбран не лучший: к тому времени экспертиза показала, что в контейнерах, снятых с борта, находится именно кокаин, после чего всю партию власти сожгли при большом стечении телекамер.
Осмотревшись, парочка моментально покинула пределы Кабо-Верде. Известно, что через некоторое время оба были объявлены в розыск Интерполом, однако их имена публично не называются.
Итак, откуда на борту взялся кокаин, если в Сеуте никакой погрузки не проводилось? Версия защиты — контейнеры на ESER доставили прямо в море.
Капитан говорит, что от судовладельца получил указание идти в определенные координаты, затем место было изменено, а когда судно прибыло в условленную точку, к нему подошли четыре лодки. В трех был груз, в четвертой — некие люди. Со слов экипажа, они были, возможно, вооружены. Груз переправили на судно, после чего оно продолжило путь. Капитан также утверждает, что получал угрозы от владельцев груза.
«Якобы тем известно, где находятся семьи моряков, и в случае отклонения от маршрута, с ними может что-нибудь случиться», — рассказал «Новой» мурманский депутат госдумы Алексей Веллер, который дважды посещал арестованных моряков. По его словам, сейчас взаимодействие российского консульства с родственниками арестантов налажено, нуждающимся в приеме определенных медикаментов морякам все лекарства доставляются в нужном количестве, кроме того, судьба экипажа обсуждалась на уровне глав МИД двух стран. Поэтому можно надеяться на то, что после приговора моряков экстрадируют на родину. Процесс удалось ускорить — вместо обещанных 30 месяцев предварительное следствие завершилось через полгода. Есть большая вероятность, что за год история окончательно разрешится. Правда, рассчитывать на полное оправдание команды трудно.
Понятно, что нищие мурманские моряки, готовые с отчаяния наняться на судно под любым флагом, крайне мало подходят на роли наркобаронов-контрабандистов.
Представить, что каждый из них был достоверно осведомлен о криминальном характере груза, по меньшей мере, сложно. Тем более, что и зарплаты на ESER совсем не соответствовали той степени риска, которой подвергались все участники операции. Немногим более тысячи долларов в месяц — за службу в тяжелейших условиях. Техническое состояние 34-летнего сухогруза было таким, что, по словам мотористов, любой шторм мог стать для него последним. В танки непрерывно поступала вода. Это, кстати, ставит под большое сомнение одну из распространившихся версий — мол, кокаин в мешках находился в танках, куда его поместили еще до прибытия россиян.
Все до одного россияне на ESER работали впервые. 69-летний капитан Сергей Котловский, подписав контракт, набирал более-менее знакомых моряков. Не мальчики — трудно предположить, что, столкнувшись с морской перегрузкой неизвестно чего с каких-то лодок, сопровождаемых вооруженными людьми, никто из них не догадался, что именно сухогруз везет от берегов Южной Америки. В таком случае, почему ни один не попытался сообщить на берег о том, что их силой заставили везти контрабанду, — вопрос.
Боялись угроз владельцев груза больше, чем 30 лет в африканской тюрьме? Не исключено. Так или иначе, именно молчание моряков позволило прокуратуре вменить им участие в преступном сообществе.
Теперь нанятый адвокат должен убедить коллегию судей, что экипаж ни сном ни духом не подозревал, что везет.
Тем временем международные силы полиции ищут истинного владельца многотонного сюрприза. Кстати, публично перед сожжением вскрыто было только три из 260 изъятых на ESER тюков с маркировкой «Колумбия». И, если включить фантазию, можно предположить, что некоторая часть от 9,5 тонн вовсе не закончила свой путь на пепелище, и еще принесет свою прибыль хозяевам. Пострадавшими же окажутся только российские моряки.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»