Расследования · Политика

Без «Щита»

Служба и смерть в еще одной частной военной компании, которой в России официально нет

Денис Коротков , корреспондент отдела расследований
AP / TASS
Три человека с позывными «Шаман», «Кайрат» и «Танкист» погибли в Сирии 15 июня 2019 года. Справки о смерти на арабском языке подписаны сирийским генералом, но заверены печатью российской военной базы в Хмеймиме. Военкомат о погибших не знает — они «из частной организации». Первые потери понесла российская ЧВК, известная как «Щит».
Слухи о бое, в котором погибли трое российских граждан, появились в конце июня 2019 года. Якобы несколько не то военнослужащих, не то частных подрядчиков погибли в столкновении на нефтяных полях к северу от Пальмиры. «Новая газета» выяснила: убитые работали на частную военную компанию, с 2018 года обосновавшуюся в подмосковной Кубинке, под крылом знаменитой 45-й отдельной гвардейской бригады спецназа ВДВ.
Сначала мы узнали позывные погибших. Имена двоих из них, «Танкиста» и «Шамана», нам удалось установить и подтвердить документально. О третьем погибшем пока мало что известно, только его позывной — «Кайрат».
«Танкист» — это Алексей Л. (в целях безопасности родственников фамилию не называем) из Перми, ему было 32 года. Отучился в ПТУ на столяра, в 2004–2006 гг. прошел срочную службу в мотострелковой части. Работал в родной Перми охранником. Осенью 2014 года вступил в батальон «Амур», действовавший на территории так называемой «ЛНР», весной 2015 года перешел в ЧВК «Вагнера». Участвовал как в украинских, так и в сирийских командировках. Не позднее осени 2018 года сменил компанию и завербовался в ЧВК «Щит». Родственники Алексея Л. приняли решение не общаться с прессой.
«Шаман» — это Давид Хонда, он же Петр Ш., ему было 42 года. Родился в Хакасии. Срочную службу в 1995–1997 гг. прошел в железнодорожных войсках. Дальше, видимо, успел поработать в милиции. В анкете Хонда указал, что в 2004 году окончил «красноярский филиал высшей школы милиции», но учебного заведения с таким наименованием в Красноярске в тот период не было. Красноярская Высшая школа милиции (а не филиал) еще в 1998 году была преобразована в Сибирский юридический институт МВД России. Позднее Хонда какое-то время служил во Французском иностранном легионе. Возможно, с легионом связано изменение имени: Петр Ш. официально по документам стал Давидом Хондой.
Вернувшись из легиона, Хонда, как и Алексей Л., в 2014–2015 гг. воевал на территории Луганской области, в батальоне «Витязь».
В ЧВК «Вагнера» он был с сентября 2015 года, а в «Щите» появился с осени 2018-го. Похоронен на родине в Хакасии 25 июня 2019 года.

Без справки о смерти

С родными Давида Хонды нам удалось поговорить. О своих «командировках» он почти ничего не рассказывал, когда последний раз уезжал, кратко сказал: «В Сирию». Его тело в цинковом гробу привез один из сослуживцев, представившийся Александром.
Сопровождающий передал документы: справку на арабском языке и перевод на русский язык, заверенный красной печатью «войсковой части полевая почта 23944» без какой-либо подписи. Согласно тексту перевода, Давид Петрович Хонда погиб 15 июня 2019 года, причиной смерти стало «кровоизлияние головного мозга в результате осколочного взрыва» (так в тексте документа.Ред.). Справки подписаны «военным судебным доктором» — бригадным генералом Гассаном Али Дарвишем и начальником «реабилитационной больницы Заги Азрак» — бригадным генералом Шафиком Абасом.
Кроме арабского документа с переводом прилагались справки со штампом в/ч п/п 23944 за подписью командира отделения приема, хранения и транспортировки тел погибших и начальника медслужбы о том, что цинковый гроб с телом гражданина Хонды Давида Петровича запаян и посторонних вложений не имеет.
Как известно из открытых источников, «войсковая часть полевая почта 23944» — условное наименование группировки Вооруженных сил России в Сирии. Как командир в/ч п/п 23944 летом 2018 года подписывал документы генерал-полковник Александр Журавлев, командовавший группировкой, согласно «Российской газете», с декабря 2017 года до сентября 2018 года. О расположении в/ч п/п 23944 в «населенном пункте Хмеймим» сказано в нескольких решениях российских судов.
Увы, документы о смерти Хонды, привезенные из Сирии, не позволяют получить российскую справку о смерти.
«Нам не выдают справку о смерти. У нас же вскрытия в России не было, а тот перевод, который есть, как нам объяснили, не годится, так как тот, кто переводил, не имеет полномочий. Отправили нас в военкомат, а там говорят, ничего не знаем, он [Хонда] в частной компании был, у нас сведений нет», — рассказала родственница Хонды.
Обстоятельства боевого столкновения, в котором погибли сотрудники частной военной компании, точно не известны. По предварительным данным, оно могло произойти 15 июня 2019 года примерно в 50 километрах от Твенана в сторону линии разграничения. Дата подтверждается как сирийскими документами, так и данными социальной сети: в этот день Алексей Л. последний раз посетил свою страницу в «ВКонтакте». Якобы террористы осуществили подрыв какого-то автомобиля, и группа частных военных подрядчиков из ЧВК «Щит» выдвинулась на место для выяснения обстановки, но сама попала под минометный обстрел. Достоверно известно, что группа потеряла троих человек убитыми, один боец был ранен.

«Щит»

Первые сообщения о ЧВК «Щит» появились в 2018 году. Как утверждают собеседники «Новой», база ЧВК расположена в подмосковной Кубинке, она примыкает к территории 45-й бригады специального назначения Воздушно-десантных войск. Кто является «собственником» компании, неизвестно. По мнению наших источников, за ней стоят высокопоставленные бывшие или действующие генералы из Минобороны, но конкретных фамилий никто не назвал. Никакого российского или иностранного юридического лица, которое можно было бы соотнести со «Щитом», выявить не удалось.
Цели и задачи «Щита», по мнению наших собеседников, весьма локальны: охрана и оборона объектов АО «Стройтрансгаз» на территории Сирийской Арабской Республики.
В настоящее время, по словам источников, охраняется около пяти предприятий. Численность группы на каждом объекте примерно 25–30 человек, ротация личного состава производится каждые три месяца, но при желании можно и продлить командировку. Доставку к месту службы якобы осуществляет военно-транспортная авиация с пересадочным пунктом в Моздоке.
По оплате членов группы информация несколько противоречивая. В 2018 году вербовка проходила на условиях выплаты ежемесячно 180 тысяч рублей, но, как говорят, сейчас месячная ставка снизилась до 120 тысяч.
В отличие от группы «Вагнера», «Щит» не может похвастаться танками, артиллерией или ракетными системами. Предположительно, бойцы обходятся тяжелым стрелковым вооружением калибром до 12,7 мм включительно. Правда, осенью 2018 года рекрутеры «Щита», по нашим данным, искали специалистов для формирования расчетов 82-мм минометов «Василек», но точных сведений о наличии минометов у этой ЧВК нет.

«Стройтрансгаз» в Сирии

«Стройтрансгаз», который с 2008 года контролирует давний знакомый российского президента Геннадий Тимченко, работает в Сирии с начала 2000-х. На официальном сайте в разделе «География деятельности» Сирия отмечена, но какая-либо информация о сирийских объектах отсутствует, а контакты филиала в Дамаске удалены. Из открытых источников известно о нескольких проектах «Стройтрансгаза»: это месторождение фосфатов Эш-Шаркия в районе Пальмиры, два газоперерабатывающих завода, газопровод протяженностью 139 км.
В июне 2018 года РБК сообщал, что российская компания «СТГ Логистик», возглавляемая бывшими менеджерами «Стройтрансгаза» Игорем Казаком и Захидом Шахсуваровым, «займется восстановлением туристического кластера на побережье Средиземного моря в деревне Аль-Манара провинции Тартус». Казак ранее занимал пост заместителя гендиректора «Стройтрансгаза», а Шахсуваров был заместителем директора сирийского филиала. На сегодняшний день генеральный директор «СТГ Логистик» сменился. Игорь Казак, по данным «СПАРК-Интерфакс», является гендиректором «СТГ Инжиниринг», которое ранее принадлежало «Стройтрансгазу», а с марта 2018 года принадлежит двум акционерным обществам, бенефициаром которых числится Ольга Сахарова. Судя по официальному сайту, «СТГ Инжиниринг» входит в корпоративную структуру «Стройтрансгаза».
Казак и Шахсуваров за последний год несколько раз были замечены при перелетах в Сирию одними рейсами с отставными десантниками, по данным наших источников, связанными с ЧВК «Щит».
«Новая газета» направила в «Стройтрансгаз» запрос, попросив рассказать, на каких объектах в Сирии работают сотрудники компании, кто и на каком основании их охраняет, а также прокомментировать информацию о сотрудничестве с ЧВК «Щит» и о гибели предполагаемых сотрудников «Щита».
В «Стройтрансгазе» ответили «Новой», что не дают комментарии по этому поводу, поскольку все это не имеет отношения к компании.

Никто, кроме них

Как полагают наши собеседники, подмосковная база ЧВК «Щит» не случайно расположена под боком у 45-й гвардейской бригады. Якобы к руководству ЧВК могут иметь отношение ветераны Воздушно-десантных войск. Нам посоветовали обратиться с вопросами о ЧВК «Щит» к Константину Мирзаянцу, который до 1994 года служил заместителем командира в 45-м полку ВДВ (полк развернут в бригаду с тем же номером в 2014 году). Впоследствии Мирзаянц занялся бизнесом, являлся собственником и руководителем нескольких юридических лиц. Сегодня он, по данным «СПАРК», руководит лизинговой компанией, а также владеет двумя фирмами, занятыми торговлей одеждой и строительством.
Мирзаянц получил известность после публикаций об убийстве журналиста Дмитрия Холодова в Москве. В 1998 году по подозрению в совершении этого преступления были арестованы бывший начальник разведки ВДВ полковник Павел Поповских, бывшие офицеры 45-го полка майоры Владимир Морозов, Александр Сорока и Константин Мирзаянц, бывший военнослужащий ВДВ Константин Барковский и сотрудник ЧОПа Александр Капунцов. В 2002 году все обвиняемые были оправданы Московским окружным военным судом. Военная коллегия Верховного суда по представлению Генеральной прокуратуры России приговор отменила, но в 2004 году обвиняемые были вновь оправданы Московским окружным судом. В 2005 году Военная коллегия Верховного суда отклонила кассационную жалобу Генеральной прокуратуры и родителей Дмитрия Холодова, оставив в силе оправдательный приговор.
На вопрос «Новой газеты», имеет ли он какое-либо отношение к руководству так называемой ЧВК «Щит», Константин Мирзаянц ответил: «Никакого отношения не имею. Кто вам так говорит, с тем и разговаривайте». Задать уточняющие вопросы о совместных посещениях Сирии с топ-менеджерами «СТГ» Казаком и Шахсуваровым не получилось, так как Мирзаянц прервал разговор.
По мнению источников, заметную роль в руководстве «Щита» может играть еще один бывший спецназовец из 45-го полка Евгений Сидоров.
Он один из двух граждан России, о которых достоверно известно, что они были осуждены за организацию наемничества.
В 2014 году Сидоров был приговорен к трем годам лишения свободы. Он и Вадим Гусев были признаны виновными в организации наемничества в связи с делом «Славянского корпуса»: осенью 2013 года несколько менеджеров российской частной военной компании Moran Security Group по договоренности с сирийскими нефтяными дельцами сформировали группу из 250 бойцов, наняв их от имени специально зарегистрированной в Гонконге фирмы Slavonic Corps, и отправились в Сирию. Планы включали борьбу за нефтяные поля в районе Дейр-эз-Зора. Но в результате боестолкновения с ИГИЛ (запрещенной в России организацией) отряд потерял несколько человек раненными и был вынужден отступить. В конце октября 2013 года двумя самолетами личный состав был вывезен в Москву. В аэропорту руководителей «Славянского корпуса» Гусева и Сидорова арестовала ФСБ, остальных бойцов допросили и отправили по домам. Дело по эксклюзивной 359-й статье УК расследовалось в обстановке строгой секретности, заседания суда проходили в закрытом режиме. Зимой 2014–2015 гг. и Гусев, и Сидоров были освобождены из мест лишения свободы условно-досрочно.
Связаться с Сидоровым «Новой» не удалось. Источник, имеющий доступ к сведениям о пассажирских авиаперевозках, подтвердил, что Сидоров путешествовал на Ближний Восток теми же рейсами, что и топ-менеджеры «Стройтрансгаза» и Мирзаянц.

В списках не значатся

В отличие от связанной со структурами Евгения Пригожина ЧВК «Вагнера», засветившейся в боевых действиях на Украине и в Сирии, сотрудники ЧВК «Щит» до сих пор не попадали в новостные сводки. Это можно объяснить как заметно меньшей численностью (в штате «Вагнера» предусмотрено 2,5–3 тысячи штатных единиц, в «Щите» — вряд ли более 200–300 бойцов), так и поставленными задачами. Если группа «Вагнера» принимала непосредственное участие в боевых действиях при поддержке собственной бронетехники и артиллерии, то «Щит», по нашим данным, ограничивается вполне «традиционной» ЧВК деятельностью, охраняя объекты и не вмешиваясь в общевойсковые операции.
По данным журналистов и независимых расследователей, на территории Сирии действует еще несколько российских групп, фактически являющихся частными военными компаниями. Некоторые из них пока в тени, другие успели засветиться в прессе.
В июле 2018 года «Дождь» рассказал о ЧВК «Патриот», предположительно связанной с Министерством обороны. «Патриот» до сих пор остается загадочной структурой, по мнению некоторых специалистов, скорее не частной организацией, а «ширмой» для действий Службы специальных операций.
О присутствии в Сирии ЧВК с украинско-российскими корнями «Вега» в марте 2019 года сообщила группа Conflict Intelligence Team. По данным расследователей, сотрудники «Веги» в основном занимаются тренировкой бойцов сирийской проправительственной группы «Лива аль-Кудс».
Что объединяет все эти организации (пожалуй, исключая более-менее легальную «Вегу») — так это отсутствие внятного статуса у компаний и каких-либо правовых гарантий у их сотрудников.
Впрочем, это мало кого смущает. Насколько известно, свои финансовые обязательства работодатели соблюдают, а у государственных структур претензий к сомнительным вооруженным группировкам, похоже, уже нет. Многие «сотрудники» группы «Вагнера», например, получают боевые ордена и медали, вплоть до высшего знака отличия — звания Героя России. Президент принимает их в Георгиевском зале Кремля.
В конце 2018 года пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что де-юре частных военных компаний в России нет.