Сюжеты · Культура

«Убрать» — глагол Года театра

Минкульту пора переквалифицироваться в клининговую компанию

Марина Токарева , обозреватель
РИА Новости
Министерство культуры только что объявило конкурс концепций развития Ярославского государственного академического театра драмы имени Федора Волкова. По инициативе ответственного за театр замминистра Павла Степанова. Вот что предшествовало этому акту многозадачности.
С 27 марта, когда Владимир Мединский обнародовал свой приказ о создании Первого Национального театра, бумагу трудной судьбы, ход которой приостановил лично Медведев, до 23 июля Ярославскому Волковскому пришлось выдержать яростные атаки «патриотов», прокуратуры, губернатора, депутатов, старейшин, «знатоков истории», противников идеи, наконец, — здравого смысла и произвола властей. В итоге Евгений Марчелли, художественный руководитель, достойно исполнявший эту роль девять лет, покинул театр.
Еще раньше, в начале июля, его был вынужден оставить директор, Алексей Туркалов, перед тем управлявший одновременно краевым театром Хабаровска и цирком Владивостока. Многоопытный руководитель людей и зверей начал с того, что объяснил успешному худруку, что театр он ведет неправильно, а директор сейчас приведет своих ребят, которые сумеют дать народу то, что надо. Взбунтовавшиеся артисты открыто встали на сторону главного режиссера, и министерство было вынуждено исправлять свою топорную работу.
Туркалова «освободили» (продержался меньше полугода), а Марчелли почему-то «поставили на вид». Логика начальственного выговора художнику непобиваема: сначала Минкульт навязывает в директора заведомо неподходящего человека, а затем наказывает режиссера. Видимо, это и послужило той самой пушинкой, которая сломала спину верблюду. Марчелли написал заявление и уехал.
Всего четыре месяца понадобилось Министерству культуры, чтобы обезглавить и привести в деструктивное состояние один из лучших театров российской провинции:
разрушена административная структура, потерян худрук, создавший Волковскому его нынешнюю репутацию, ушли артисты-премьеры. И это — из крупных достижений профильного года.
Теперь креативный концептуалист Минкульт решил создать над сомнительной ситуацией дымовую завесу — конкурс концепций. И вот простой информационный текст ТАСС по этому поводу, дивно играющий оттенками, поскольку в нем широко цитируется как раз замминистра культуры Павел Степанов. Его комментарии самого Зощенко способны отправить нервно курить в камыши: «Сейчас принято решение, поскольку звучат различные кандидатуры, провести такой конкурс творческих концепций, когда потенциальные, подчеркиваю — потенциальные, кандидаты могут представить свои концепции и таким образом предъявить, что называется, свое видение творческой деятельности Волковского театра. Мы хотим, чтобы это решилось коллегиально, с широким представительством театральной общественности, чтобы решение было взвешенное, понятное».
Одну коллегиальную акцию с широким представительством театральной общественности Степанов недавно уже провалил: обсуждение объединения Александринки и Театра имени Волкова в СТД уровнем аргументации переносило в тридцатые годы прошлого века, а выводы относили к комической опере. Теперь для вида решили подуть на волжскую воду: изобразить коллективный разум. Ведь в сентябре президент должен подписать театру особый статус, а там из руководства один главбух. Решение о новом худруке должно состояться до 19 августа. При этом заместитель министра «по театру и кино» настолько далек от знания театральной природы, что даже не вполне понимает, что произносит: «19–20 августа планируется сбор труппы Волковского театра, и надо определяться с кандидатами, у которых будет минимальное время, хотя бы 7–10 дней до сезона, чтобы познакомиться с коллективом и понять, что собой представляет Волковский театр».
То есть первым делом концепция, а уж потом — знание того, что представляет собой место, для которого она создана, и труппа, с которой ее предстоит внедрять. Но и это еще не все. На первом этапе конкурса, объяснил Степанов, проверяется соответствие поступивших концепций «минимальным требованиям». Второй этап — заседание комиссии, где состоится защита концепций. По сути, экзамен на худрука. Страшно подумать, как выглядят, по мнению г-на Степанова, «минимальные требования». Еще страшнее ноу-хау от Минкульта: художественного руководителя назначит экзаменационная комиссия. И уж совсем жуть берет, как вообразишь ее состав: губернатор края, недавно наславший на театр прокурорскую проверку, ревнители ярославской самобытности — авторы мифа о старейшем театре России, местные депутаты и бюрократы министерства.
Между тем ходят настойчивые слухи, что руководителем до всяких концепций решено поставить Сергея Пускепалиса. Еще недавно никто и помнить не помнил, что есть такой режиссер. Но с тех пор, как он стал членом триумвирата, соратником Прилепина и Боякова в бывшем «доронинском» МХАТе имени Горького, ситуация изменилась. По собственным словам Пускепалиса, с ним уже «шли консультации» на тему Ярославля. Можно понять, если б консультировались с гильдией театральных режиссеров России или просто с ведущими постановщиками страны.
Но когда одаренный артист Пускепалис создал хоть что-то, ставшее событием сцены, хотя бы один явственно удачный спектакль, взбудораживший общественность?
И вот это, конечно, прочная почва для консультаций.
Может случиться так, что театральная публика, по разным причинам в штыки встретившая несостоявшийся союз Александринского и Волковского, и глазом моргнуть не успеет, как простой двухходовкой объединятся МХАТ имени Горького и Ярославская драма. И тогда уже под Эдуардом Бояковым будет колоситься культура на Волге и Москва-реке. И не какая-нибудь там отвлеченная, а конкретно заточенная на государственно-патриотические ценности, обеспеченные щедрым бюджетом. Ведь успешный менеджер, нежданно прыгнувший в кресло худрука почтенного, но изрядно обветшавшего театра, поспешил заковать его в жесткие идеологические рамки. Недавняя театрализованная презентация книги Захара Прилепина «Некоторые не попадут в ад», помещающей полковника Захарченко в ряд главных героев времени, хоть и состоялась в Малом зале, но тоже переносила присутствующих в такую систему измерений, какая до сих пор театру и не воображалась. А очередной громкий уличный митинг артистов вызвало намерение Боякова санировать труппу.
Все эти истории для Минкульта — модельные.
Ключевой глагол Года театра — «УБРАТЬ!»
Может быть, Большому Гнездниковскому, где располагается Министерство культуры, самое время переквалифицироваться в клининговую компанию, тем более что просьба/требование «убрать» театральных людей то и дело адресуется первому лицу государства. Недавнюю бурю среди кукольников вызвала даже не посадка спортсмена-теннисиста в кресло директора, а назначение замдиректора Шерлинга. Что им, нежным, не понравилось? Что спиртное будут, наконец, продавать в детском театре, что театр собираются избавить от знаменитых часов на фасаде и пр? Терпеливые кукольники не прожили с новым начальством и месяца, как записали отчаянное видеообращение к Путину.
Назначенцы Минкульта недаром вызывают визг и возмущение любого пространства, куда насильственно помещаются: в ведомстве в Год театра нет никого, кто бы профессионально разбирался в театральном процессе; впрочем, этот визг у них хайпом зовется. В словаре министра и его подчиненных «эффективность» — слово из самых употребляемых. Если ее мерить количеством театральных скандалов, публичных обращений к городу и миру, челобитных президенту и просто общественных возмущений, Минкульт, безусловно, чемпион. Но не пора ли замерить эффективность самого Министерства культуры? На фоне театральных занавесов она так и бросается в глаза.