Следственный комитет с 2011 года вел дело о незаконном возврате сотен миллионов рублей НДС. За подозреваемых вступился Европейский суд по правам человека
Приморский суд Петербурга вынес приговор 39-летнему бизнесмену Марку Броновскому и еще десяти подсудимым, подозревавшимся в создании преступного сообщества и мошенничестве. Вслед за ЕСПЧ и Верховным судом РФ районная Фемида признала незаконность возбуждения уголовного дела и четырехлетний арест Броновского.
Марк Броновский. Фото: Светлана Холявчук / Интерпресс
Дело о незаконном возмещении налога на добавочную стоимость появилось еще в 2011 году. На итоговой (за 2010 год) коллегии Министерства внутренних дел Рашид Нургалиев (в то время министр МВД) обратил внимание на «безобразную ситуацию с незаконным возвратом НДС». Лидерами в этой области были названы несколько регионов, в том числе и Ленинградская область, на территории которой находится несколько таможенных пунктов. Поясним, что возврат НДС легче всего оформить в результате недополученной выгоды при импорте или экспорте товаров.
Как следует из материалов дела, подсудимых стали прослушивать (вести оперативную разработку) в 2011-м. К 2012 году аудио- и видеозаписей набралось несколько сотен часов.
Однако дело вдруг стало не актуально: Нургалиева на посту министра сменил Владимир Колокольцев, и приоритеты поменялись. Но в конце 2013 года о возвратах НДС опять вспомнили, и записи снова были извлечены из архива.
В феврале 2014 года Следственный комитет на основании оперативной информации ГУ МВД по Петербургу и области возбудил дело по 159-й статье УК РФ (мошенничество), задержал Марка Броновского, несколько его предполагаемых подельников и вышел в суд с требованием арестовать их. Суд в аресте отказал. Тогда областной СК возбудил еще одну статью — организация преступного сообщества. На этот раз суд удовлетворил ходатайство следственных органов и арестовал Броновского и Ко.
Представитель СК РФ Владимир Маркин отрапортовал, что в Ленобласти раскрыто организованное преступное сообщество (ОПС), занимавшееся незаконным возвратом НДС чуть ли не с 2000 года. А ущерб казне составил не менее 4 миллиардов рублей (более 70 млн евро по курсу на тот момент). Создателем и лидером ОПС был назван бизнесмен Марк Броновский. Его ближайшим подельником «назначили» адвоката и бывшего кандидата в ЗакС Ленобласти от «Единой России» Александра Шведа. Еще одним лидером признали бухгалтера Татьяну Макарову.
Как считало следствие, преступное сообщество состояло из трех автономных друг от друга направлений, которые замыкались на лидера. Именно поэтому, по словам представителей СК, подсудимых так долго не могли уличить в преступной деятельности.
Координационное (или административное) направление работало с директорами фирм-однодневок, заключало ничтожные сделки, регистрировало новые предприятия. В том числе на ранее судимых лиц и граждан из ближнего зарубежья — чтобы было сложнее найти зиц-директоров. Всего, по мнению следствия, фирм, реально не занимавшихся никакой коммерческой деятельностью, было зарегистрировано не менее 39, семь из которых работали на постоянной основе.
Юридическое подразделение разрабатывало схемы, отслеживало проведение камеральных проверок (проверка налоговыми структурами налогоплательщика на основании налоговых деклараций и иных документов, представленных налогоплательщиком, то есть без оперативных мероприятий типа выемки документов и ареста счетов), координировало деятельность адвокатов по защите номинальных директоров подставных фирм в судах, налоговых и правоохранительных органах. Также этот отдел отвечал за коррупционные связи с представителями власти. Правда, следствию не удалось привести ни одного подобного примера.
Ну а финансовый отдел курировал работу бухгалтеров по фирмам-однодневкам, занимался легализацией полученных в качестве возврата НДС средств, обналичивал их или выводил за рубеж.
Пограничный пункт на российско-эстонской границе. Фото ИТАР-ТАСС / Евгений Асмолов
До ареста Марк Броновский считался одним из самых компетентных бизнесменов Северо-Запада России. Его отец занялся бизнесом еще в начале 90-х и смог оплатить учебу сына в Чикагском университете, где Марк изучал банковское дело. Некоторое время он работал в крупных американских компаниях, специализирующихся на логистике и биржевых операциях. Именно в США Броновский-младший заработал свой первый миллион долларов, получил гражданство США и… вернулся в Россию. Чтобы возглавить одну из крупнейших на Северо-Западе логистических фирм и таможенную брокерскую компанию «Сотранс».
Еще в США Броновский понял ценность инсайдерской информации, а потому на родине старался быть в курсе всего, что происходит во властных структурах и бизнес-сообществе.
По словам бизнесменов, работавших с ним в то время, Марк обладает острым аналитическим умом и мог с ходу предсказать, чем обернется для бизнеса назначение, например, заместителем председателя комитета по инвестициям того, а не другого человека. Обычно его выводы оказывались верными, и к нему часто обращались за консультациями как бизнесмены, так и журналисты.
По некоторым данным,
о том, что за ним следят и попытаются арестовать, Броновский знал заранее. Но за границу не уехал и загремел в следственный изолятор на четыре с лишним года.
Другие подсудимые (кроме Броновского, по делу проходили еще десять человек) либо вообще не попали в СИЗО, либо провели там от месяца до года, после чего были освобождены кто под подписку, кто под залог, кто под домашний арест. И только Броновскому арест постоянно продлевали. Хотя у следствия, кроме его двойного гражданства, не имелось никаких доказательств того, что бизнесмен намерен покинуть страну и имеет такую возможность.
В конце концов Броновский обратился в Европейский суд по правам человека с жалобой на незаконный арест. Cпустя четыре года, в феврале 2018-го, ЕСПЧ признал, что Россия нарушила Европейскую конвенцию по правам человека и основных свобод в статьях 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) и 3 (запрещение пыток). Присудив Броновскому компенсацию в размере 17,9 тысячи евро.
«Конечно, такая компенсация для моего клиента, более четырех лет оторванного от возможности зарабатывать деньги, как капля в море, — говорит адвокат Константин Кузьминых. — Скорее всего, Броновский воспользуется своим правом на реабилитацию и потребует возместить ему упущенный в результате ареста доход. Но на тот момент для нас в решении ЕСПЧ главным было то, что Европейский суд признал незаконность ареста Марка Александровича».
26 июня 2018 г. суд меняет Броновскому меру пресечения на домашний арест. Его освобождают из-под стражи и… тут же снова задерживают. Оказалось, что именно 26 июня СК РФ по Ленобласти возбудил еще одно дело о мошенничестве, где фигурантом является Броновский ( в настоящее время оно находится на рассмотрении в Красногвардейском суде Петербурга). Следствие опять выходит в суд с ходатайством об аресте. В качестве аргумента опять приводится лишь двойное гражданство подсудимого. Но на этот раз суд отказывает СК.
В ноябре 2018 г. президиум Верховного суда РФ признал правомерность решения ЕСПЧ и вынес постановление о надзорной проверке всех решений судов об аресте и продлениях сроков арестов в отношении Броновского. В настоящее время о результатах этой проверки пока ничего не известно.
Приговор по делу об организованном преступном сообществе и крупном мошенничестве судья Приморского суда Эльвира Трифонова зачитывала три с половиной дня. Уделив особое внимание незаконности возбуждения 210-й статьи. По этой статье все подсудимые были полностью оправданы, с правом на реабилитацию. Однако по двум эпизодам мошенничества суд все-таки признал десятерых подсудимых виновными. Посчитав, что они все-таки незаконно возместили НДС на сумму 376 млн 783 тыс. рублей. А также покушались на возврат еще 489 млн.
По этим эпизодам Броновский приговорен к 6 годам 10 месяцам лишения свободы. Срок по решению суда считается отбытым (один день в СИЗО засчитывается за полтора в колонии). Адвокат Александр Швед полностью оправдан по всем обвинениям. Остальные получили условные сроки от 4 до 6 лет.
«На всем протяжении следствия и на суде Броновский отказывался признавать свою вину, — говорит Кузьминых. — На наш взгляд, в суде не было доказано, что был умысел на хищение средств путем незаконного возврата НДС. Тут скорее можно говорить о 199-й статье (уклонение от уплаты налогов), но там и состав, и сроки совершенно другие. В настоящее время мы будем ждать приговор в печатном виде, внимательно его изучим, а потом решим, будем ли мы его обжаловать. Вполне возможно, что прокуратура тоже останется недовольна решением суда. Выяснится все это, я думаю, не раньше чем через месяц. Ну а о компенсациях за незаконный арест вообще говорить пока рано. Скорее всего, это будут дела уже следующего года».
Поговорить с самим Марком Броновским «Новой в Петербурге» не удалось. Несмотря на то что суд признал, что весь срок им уже погашен, он остается под домашним арестом по второму делу. А домашний арест не предусматривает активного общения с внешним миром.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»