Вопреки ожиданиям проект Соглашения об условиях выхода Британии из Евросоюза, согласованный премьер-министром Терезой Мэй с ЕС, не будет на следующей неделе вынесен правительством на рассмотрение палаты общин. «Файнэншл Таймс», со ссылкой на советников премьера, пишет, что вопрос «зависнет» вплоть до выборов в Европарламент 23 мая.
Это значит, что надежды, которые возлагались на переговоры консерваторов и лейбористов, не оправдываются. Это означает также, как написала на днях «Гардиан», что вариант мягкого «Брексита» терпит поражение, и остаются только крайние возможности: выход Британии вовсе без сделки, отзыв заявления о выходе или новый референдум.
Этой весной проект Соглашения Мэй трижды провалили в парламенте. Тогда премьер решительно отвернулась от своей группы поддержки — брекситёров, и обратилась за помощью и за голосами к лейбористам.
Впервые со времен коалиционного правительства Второй мировой войны две партии пытались объединить усилия в поиске решения по существенным общенациональным вопросам. Было создано несколько групп по разным направлениям. Даже части еврофилов прагматический компромисс мягкого «Брексита» казался жизнеспособным. Он «мог бы обеспечить хрупкую основу для возможной формы реинтеграции с Европой в будущем» — мечтательно писала «Гардиан».
Но результатов переговоров пока нет и, похоже, не будет. Время для поиска и формирования стратегического партнера мягкого «Брексита», очевидно, давно упущено. Да и тактически время самое неподходящее: 2 мая в Британии пройдут муниципальные выборы, а 23–26 мая выборы в Европарламент, если проект Мэй не станет законом. А какие же уступки и компромиссы в канун выборов, когда все против всех?
Ни одна из сторон не является достаточно сильной или решительной, оценивает переговорщиков «Гардиан», чтобы предложить крупную сделку: парламентскую поддержку мягкого «Брексита» в обмен, например, на подтверждающий референдум.
Лидеру лейбористов Джереми Корбину выгодно тянуть время и приближать всеобщие выборы, а вот сделка с Мэй и утверждение ее Соглашения парламентом ему не нужна. Сегодня, согласно опросам, лейбористы имеют небольшое преимущество, так что в случае всеобщих выборов Корбин может рассчитывать на премьерское кресло.
А для госпожи премьера хороших решений, кажется, вообще не осталось.
Собственная партия готовит ее отставку, собирая подписи для созыва чрезвычайного Общего собрания. Эту уставную процедуру консерваторы применяют впервые в истории — так велико возмущение на местах. Внутрипартийные опросы оценивают ее как худшего премьера тори в истории.
Если достичь соглашения с лейбористами не удастся, Мэй обещала предоставить парламенту возможность голосовать за альтернативные варианты выхода из кризиса. Подобные голосования уже состоялись в конце марта, и тогда палата общин не смогла принять никакого решения.
Паралич власти и оппозиции граждане видят и дают своему политическому классу сокрушительную оценку. По данным опроса мониторинговой кампании YouGov, 57% британцев считают, что отсутствие политической карьеры для должности президента или премьера является преимуществом, и лишь 5% оценивают это как недостаток. При этом 23% полагают, что наличие или отсутствие опыта вовсе не имеет значения.
Все ведущие британские политики имеют негативный рейтинг (положительный рейтинг минус отрицательный). Вот как в этом свете выглядит первая пятерка: у лидера лейбористов Джереми Корбина — минус 25 процентов, у консерваторов Терезы Мэй и Бориса Джонсона — минус 22 и минус 6 соответственно; у лейбористов мэра Лондона Садик Кхана и Эда Болла соответственно минус 7 и 6 процентов.
К слову, у следующего за ними лидера брекситёров Найджела Фараджа, который только что создал новую «Партию Брексита», негативный рейтинг составляет 32 процента.
Трудно удержаться, не отметив, что рекордсменом по этому показателю с рейтингом минус 43% является бывший премьер-консерватор, «золотой мальчик» Дэвид Кэмерон, который и провел злосчастный референдум о «Брексите» в 2016 году.
Тем временем Великобританию снова, как когда-то в 60–70-е годы, начали называть «больным человеком» Европы. Как пишет «Файнэншл Таймс», страна переживает шесть кризисов одновременно.
Первый и самый важный — экономический кризис: застой и отставание в производительности труда и отсутствие роста реальных доходов населения. По производительности Великобритания отстает от большинства стран Европы, США, Сингапура, Австралии и Канады.
К этому добавляются обострение проблемы идентичности и собственно «Брексит», который довел градус национальной дискуссии до обвинений в «предательстве» и «измене», практически уничтожив возможности компромиссов, столь важных для нормального функционирования демократической системы.
Политический кризис разваливает традиционные британские политические партии и сливается с правовым кризисом, который связан с использованием референдума как инструмента для решения базовых правовых вопросов, например, о выходе из ЕС. Нет ни малейшей ясности, должны ли подобные решения приниматься на референдуме простым или абсолютным большинством и в чем заключается роль парламента при толковании и выполнении подобных решений.
Наконец, FT указывает на кризис лидерства. На всеобщих выборах консервативная партия во главе с Борисом Джонсоном столкнется с лейбористской партией во главе с Джереми Корбином. Обоих она считает «наименее квалифицированными потенциальными премьерами» страны — члена Совета безопасности ООН. «Один из них — заядлый фигляр и Крысолов-дудочник из «Брексита», — констатирует автор, — другой — жесткий социалист и вечный сторонник левых деспотов». Газета предрекает, что беспорядок с такими лидерами только усугубится.
Когда состоятся всеобщие выборы не вполне ясно, а выборы в Европарламент пройдут 23–26 мая — их обещала Евросоюзу Тереза Мэй, когда в апреле просила у ЕС вторую «отсрочку» «Брексита». Эти выборы пройдут по партийным спискам и фактически покажут отношение граждан к основным вариантам политических решений проблемы «Брексита».
«Партия Брексита» и UKIP (Партия независимости Соединенного королевства) требуют выхода из ЕС без какого либо соглашения — жесткий «Брексит». За консерваторами, видимо, будет стоять проект сделки с ЕС Терезы Мэй. Лейбористы выступят за таможенный союз с ЕС, сохранение элементов общего рынка и, возможно, за повторный референдум. Наконец, «Зеленые», либеральные демократы, Change UК («Измени Британию») и SNP (Шотландская национальная партия) — за сохранение страны в составе Евросоюза.
Вот и пройдет масштабный «опрос населения», какое будущее предпочитает британский избиратель после почти трех лет реального знакомства с тем, что такое «Брексит» в практическом плане и какова его цена. Теперь уже он может принимать решение с гораздо большим пониманием его смысла.
Десять дней назад британцы давали такие ответы:
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»