21 апреля в маленьком киргизском селе Торт-Куль похоронили 21-летнего Артыка Орозалиева. Молодой человек работал курьером службы доставки «Яндекс.Еда» в Петербурге. 16 апреля, после десятичасовой непрерывной развозки заказов, он умер во время работы. Как следует из заключения судмедэкспертизы, причиной смерти стал сердечный приступ, спровоцировать который, по мнению врачей, могла перегрузка.
На месте проишествия. Фото: группа «Плохие новости» / ВКонтакте
22 апреля Государственная инспекция труда начала проверку. Между тем коллеги погибшего, не слишком уповая на официальные органы, закон и справедливость, в соцсетях готовятся к бунту из-за невыносимо тяжелых условий работы курьеров и часто невыполнимых требований работодателей — «Яндекс.Еды» и других подобных сервисов.
«Артык ездил по адресам уже одиннадцатый час без перерыва, когда в одном из ресторанов, забирая заказ, пожаловался на плохое самочувствие, — говорит его друг Артур, тоже курьер «Яндекс.Еды». — Мы вышли на улицу. Я на минутку оставил его, забежал в магазин за сигаретами. А когда вернулся, увидел, что друг упал и неподвижно лежит возле своего велосипеда. Я не сразу понял, что он мертв».
Артык Орозалиев. Фото: личная страница ВКонтакте
Артык переехал в Петербург из Киргизии полгода назад. Хотел жить в России. Особенно любил город на Неве, с его белыми ночами, разводными мостами, музеями. Парень много читал и хорошо знал русский язык, слушал российскую музыку. Квартиру в Петербурге он снимал вдвоем с двоюродным братом. Не хотел обременять родных, обеспечивал себя полностью сам, поэтому с первого дня переезда работал.
«Эксперты констатировали: причина смерти — сердечный приступ, а у него никогда не было проблем с сердцем, — рассказал «Новой» старший брат покойного Тимур Орозалиев. — Пройти 5–10 километров пешком брат считал ерундой. Он был спортивный парень. За всю жизнь ничем, кроме простуды, не болел. Ни на что не жаловался. Мечтал о военной службе, рвался в армию и без проблем прошел медкомиссию. Врачи не обнаружили у него никаких заболеваний. Но кардиологи говорят, что и у абсолютно здорового человека может такое с сердцем произойти от перегрузки».
Курьером в службу доставки «Яндекс.Еда» Артык устроился полтора месяца назад. Для работы купил велосипед за 40 тысяч рублей. На велосипеде доставлять заказы быстрее и по деньгам выгоднее.
«Развозить еду Артыку нравилось, он не любил сидеть на месте, всегда искал подвижную работу, — продолжает Тимур. — Только брат говорил, что в «Яндекс.Еде» штрафуют очень много, график сложный и что он постоянно сильно загружен. Как раз незадолго до смерти Артыка оштрафовали — не успел вовремя доставить что-то. Знаю, что это его волновало и он хотел загладить свою вину перед начальством».
Артык, крутивший педали в прямом смысле слова до последнего вздоха, не знал, что свой последний штраф он получит 17 апреля — за то, что наутро после смерти не выйдет на работу. Скриншот с сообщением о материальном наказании покойного «за прогул» выложил в соцсетях знакомый Артыка. Новость о трагической смерти молодого человека потрясла его коллег, но несуразный штраф переполнил чашу их терпения. В тот же день в интернете появились десятки сообщений от петербургских курьеров двух служб доставки пищи: «Яндекс.Еда» и Delivery Club, недовольных условиями работы в этих компаниях. Судя по постам в соцсетях, ежедневные штрафы, плохая логистика, огромные расстояния, большие нагрузки, отсутствие перерывов — основные претензии курьеров к работодателям.
Один из активных участников обсуждений обещает: «Если в течение нескольких дней не последует ответа от «Яндекс.Еды» и не будут проведены работы с супервайзерами, то… будем делать мегабунт».
«Всё, что у людей копилось не один день, вырвалось наружу, — в разговоре с «Новой» объяснил Сергей, курьер «Яндекс.Еды». — Это неудивительно, если учесть, что ради заработка в тысячу-полторы рублей в день человеку нужно без перерыва вкалывать 12–14 часов. Если курьер не пользуется личным или общественным транспортом, то за день ему приходится пройти от 40 до 60 км. Этот труд можно сравнить, наверное, только с тренировками спортсменов: постоянно в движении и напряжении, все время на нервах, вечно куда-то спешишь. Каждая минута задержки заказа — минус в оплате курьеру. Некоторые ребята с непривычки вообще работают в ноль и быстро уходят с этой работы».
«При невысоких зарплатах в компании действуют весьма серьезные штрафы, — добавляет товарищ Сергея курьер Николай И. — За опоздание на смену — 500 рублей, за невыход (неважно по какой причине) — полторы тысячи и т. д. За задержку доставки заказа меня, например, напрямую не штрафовали, но автоматически уменьшали сумму обещанного вознаграждения. А отработать даже 6–8 часов без перекура, без элементарного оправления нужды, человеку нереально!»
Фото: twitter.com
«То, что случилось с Артыком, было неминуемо, — считает Роман П., успевший поработать и в «Яндекс.Еде», и в Delivery Club и уволившийся из обеих компаний. — Рано или поздно кто-нибудь все равно не выдержал бы такой гонки. Больше скажу, насколько я знаю, в феврале у Delivery Club также во время работы умер курьер на станции метро «Электросила». Просто тогда история не получила огласки, поэтому удалось избежать скандала и разбирательств».
«Представители «Яндекс.Еды» связывались с нами, предлагали помощь, но нам от них ничего не нужно, честное слово, — говорит Тимур Орозалиев. — Нам от их денег легче не станет. Артыка не оживишь. Главное, чтобы это не повторилось! Артык много работал, потому что хотел самостоятельности. А ведь многие мальчишки идут на такую работу просто от нужды. Всё, чего мы хотим, — лишь бы с другими ребятами так больше не происходило. Дай бог, чтобы смерть брата не прошла мимо».
Не позднее чем через месяц озвучит итоги своей проверки Государственная инспекция труда. Если будет установлено, что Артык Орозалиев скончался из-за нарушения трудовых нормативов, будет возбуждено уголовное дело по статье 143 УК РФ «Нарушение требований охраны труда». Закон предусматривает для виновных наказание в виде принудительных работ на срок до четырех лет, либо лишение свободы на тот же срок с запретом занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
комментарий
Пресс-служба «Яндекс.Еды»
— Компания в курсе этого несчастного случая и будет тщательнее следить за работой супервайзеров и партнеров, которые управляют работой курьеров. Мы шокированы случившимся и глубоко сочувствуем близким Артыка Орозалиева. Мы вышли на связь с его родными и сейчас общаемся с ними, чтобы помочь в этой ужасной ситуации…
Для нас и наших партнеров этот случай означает, что нужно более внимательно относиться к нагрузке курьеров, даже если они сами берут на себя длинные смены и повышенные обязательства. Наш сервис предоставляет круглосуточную телефонную поддержку для работников. Мы просим всех курьеров связываться с нами и рассказывать обо всех неподобающих случаях с супервайзерами.
Также в ближайшее время мы рассмотрим варианты технологических решений для того, чтобы организовать контроль над переработками в курьерском приложении, чтобы они не брали много длинных смен.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»