Компания «Роснефть» планирует обратиться в правоохранительные органы с требованием запретить деятельность международного информационного агентства Reuters в России. Заявление появилось на сайте компании 19 апреля. Поводом для него стала публикация агентства, в которой утверждается, что «Роснефть» якобы помогает Венесуэле обходить санкции, введенные США в январе этого года. В статье Reuters уточняется, что «Роснефть», по данным журналистов, выступает медиатором между государственной нефтегазовой компанией PDVSA и ее клиентами, импортирующими венесуэльскую нефть. Эксперты считают, что эта ситуация может стать причиной ввода новых американских санкций против России.
Игорь Сечин. Фото: РИА Новости
В заявлении «Роснефти» текст агентства назвали «откровенной ложью» и «информационной диверсией», а само Reuters — «псевдоагентством». «Эта структура систематически занимается созданием и распространением целенаправленной дезинформации, легализаций слухов в интересах заказчиков, выдумывает информационные поводы с целью нанесения ущерба российской экономике, российским компаниям и российскому государству», — пишут на сайте компании.
Днем раньше, 18 апреля, Reuters со ссылкой на источники и документы, написало о схеме обхода американских санкций Венесуэлой с помощью «Роснефти»: нефтегазовая госкомпания PDVSA, по утверждению журналистов агентства, отправляла счета-фактуры российской компании, которая их оплачивала, оставляя себе комиссию. «Роснефть» при этом получала от клиента PDVSA деньги за полную стоимость нефти.
В схеме, как утверждает агентство, замешана индийская компания Reliance Industries Ltd, покупавшая у PDVSA 390,500 баррелей нефти в день в марте этого года, то есть почти 40% венесуэльского экспорта в этот месяц. Финансовый директор Reliance Industries Ltd Шрикант Венкатачари подтвердил, что компания покупала венесуэльскую нефть через российские и китайские компании. Представитель индийской компании уточнил, что прибыль PDVSA не получала: оплата якобы шла в счет непогашенного долга Венесуэлы России и Китаю.
Один из источников Reuters заявил, что PDVSA поставляет свою дебиторскую задолженность «Роснефти», часть денег переводится через российско-венесуэльский банк Еврофинанс Моснарбанк, попавший под санкции США в марте этого года. Ранее агентство подсчитало, что российское правительство и «Роснефть» за последние несколько лет вложили в венесуэльскую экономику около 17 млрд долларов.
Публикацию подобных сведений в «Роснефти» посчитали «противоправной деятельностью», так что теперь Reuters якобы не может считаться информационным агентством и средством массовой информации. Поэтому, по мнению компании, оно должно перестать функционировать на территории России.
Юридической процедуры, позволяющей заблокировать на территории России иностранное средство массовой информации, в российском законодательстве нет,
объясняет директор Центра защиты прав СМИ Галина Арапова. Заблокировать можно отдельный текст — полностью запретить деятельность иностранного издания в России нельзя.
— Если вам не нравится текст, подавайте иск о защите деловой репутации, — говорит юрист. — Если вы считаете, что нарушены другие нормы, наша Государственная дума предусмотрела очень широкий спектр возможностей заблокировать публикацию на территории России почти за что угодно. Но вы не можете запретить полный доступ к конкретному СМИ в Российской Федерации — такого механизма у нас не существует.
Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев в разговоре с Business FM заявил, что речь идет об обеспечении государственной безопасности, поэтому в суд обращаться нет никакого смысла — надо сразу идти в ФСБ.
Использование таких категорий как госбезопасность в подобных ситуациях — злоупотребление правом на обращение к правоохранителям, за которым стоят политические мотивы, говорит Галина Арапова.
«Это вообще не дело ФСБ — заниматься рассмотрением текстов СМИ, которые не нравятся Игорю Сечину. Я уверена, что в отсутствие правовых механизмов запретить Reuters в России у ФСБ хватит ума ответить, что от нее просят невозможного».
Напомним, что в марте этого года Госдума приняла закон о фейковых новостях, запрещающий распространение заведомо недостоверной общественно значимой информации. Он позволяет Роскомнадзору блокировать публикации СМИ в досудебном порядке — до сих пор прецедентов применения нового закона не было. Случай «Роснефти» также, согласно разъяснению юристов, не подпадает под него.
Компания, возглавляемая Игорем Сечиным, выдвигает претензии к СМИ не впервые, однако раньше «Роснефть» предъявляла иски только к российским изданиям. Среди них были «Ведомости» (дважды), РБК, российский Forbes и «Новая газета».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»